ВВЕДЕНИЕ
Глубокие социально-экономические преобразования российского
общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных
изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и
регламентации трудовой деятельности работников.
Изменение технологического способа производства на базе широкого
внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли
науки и научно-технического прогресса как фактора экономического
роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности,
осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе
среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности
и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их
форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником,
активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие
коллективно-договорных отношений.
Программой социальных реформ в Российской Федерации на период
1996 - 2000 годов <*> предусматривается в сфере труда и трудовых
отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных
условий для значительного повышения результативности труда, трудовой
активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также
внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и
организациями всех форм собственности правовых гарантий,
предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может
быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов
руководства и управления персоналом, наиболее полного использования
профессионального и творческого потенциала работников, рациональной
организации их труда и повышения его эффективности, а также
компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления
кризисных явлений, становления и эффективного функционирования
рыночного механизма требуются максимальная мобилизация резервов
экономического роста, приведение в действие организационно -
экономических и социально-психологических факторов, соблюдение
принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на
основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним,
четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их
профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10,
ст. 1173.
Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван
обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм
разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую
регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях
развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом,
Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее
действовавшим.
Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики
должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и
более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени
организационно - технические и экономические условия, а следовательно,
уровень профессионально - квалификационного, а также должностного
разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника
состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом
уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и
пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в
новых условиях хозяйствования.
Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в
экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а
также практике применения действующих нормативов организации труда,
какими являются квалификационные характеристики должностей служащих,
обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования
с учетом нового этапа развития общества, новых требований к
работникам, их знаниям и квалификации.
Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными
характеристиками должностей работников, функции которых связаны со
становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним,
например, относятся квалификационные характеристики должностей
аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика,
специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают
современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.
Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В
странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют
профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, часто
полученное в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому.
Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью
предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее
звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере
бизнеса (низовое звено).
Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей
должностной структуре можно считать всех руководителей - директоров
предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей
- начальников цехов и иных структурных подразделений, а также
функциональных отделов.
Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития
коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства
возникла потребность в определении их места и функциональной роли как
организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие
условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и
другим требованиям).
Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие
основные функции: маркетинг, управление кадрами,
материально-техническое обеспечение, рекламно-информационное
обслуживание и др.
Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в
масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации
выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные
характеристики менеджера (низового уровня без функциональной
специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе.
Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в
работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении
их роли и места в существующих структурах управления. При
необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера
могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные
инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии,
что функциональная направленность и содержание их деятельности
соответствуют должности менеджера.
Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр
действующих квалификационных характеристик традиционных должностей,
внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с
происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения
этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как
новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций
различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к
подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых
принципов тарификации работ, основанных на их сложности. Включенные в
Справочник квалификационные характеристики должностей служащих
пересмотрены с учетом Конституции Российской Федерации, новейших
законодательных и нормативных правовых актов.
Каждая квалификационная характеристика является нормативным
документом, регламентирующим содержание выполняемых функций
работников, способствующим обеспечению оптимальной технологии трудовой
деятельности, рационального разделения труда, высокой
организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а
также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве
нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих
предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и
организациях различных форм собственности, организационно-правовых
форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной
подчиненности. На основе квалификационных характеристик
разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.
В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики
массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее
широко используемых на практике. Квалификационные характеристики
должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются
министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.
Применение Квалификационного справочника в современных
организационно-технических условиях будет способствовать дальнейшему
совершенствованию организации труда всех категорий служащих.
Квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих утвержден Постановлением Министерства
труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998
г. N 37.
|