4. Анализ состояния условий и охраны труда
в организациях отраслей экономики города
Реализация государственной политики в области охраны труда в
организациях города Москвы осуществляется путем выполнения городских
программных мероприятий по охране труда.
Логическим продолжением реализации городских программ по охране
труда явилось утверждение постановлением Правительства Москвы от 23
октября 2007 г. N 920-ПП Комплекса программных мероприятий города
Москвы по охране труда на 2008-2010 годы.
Таблица 1
Результаты реализации
Комплекса программных мероприятий города Москвы
по охране труда (2008-2009 годы)
----------------------------------------------------------------------------
| Показатель реализации | Ожидаемые | Фактические |
| программных мероприятий | результаты | результаты |
| |-------------------|----------------------|
| | 2008 г. | 2009 г.| 2008 г. | 2009 г. |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Снижение уровня | 1,5 | 1,45 | 1,4 | 1,2 |
| производственного | | | | |
| травматизма (число | | | | |
| пострадавших в расчете на | | | | |
| 1000 работающих) | | | | |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Количество вопросов, | 8 | 8 | 6 | 10 |
| рассмотренных | | | | |
| Межведомственной комиссией | | | | |
| по охране труда при | | | | |
| Правительстве Москвы | | | | |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Количество работников, | 55,0 | 58,0 | 93,0 | 58,0 |
| прошедших обучение по охране | | | | |
| труда (тыс. чел.) | | | | |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Количество обслуженных | 1600 | 1800 | 1728 | 1805 |
| организаций | | | | |
| специалистами Московского | | | | |
| городского центра условий и | | | | |
| охраны труда (ед.) | | | | |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Разработка методических | не | не | 3 | 4 |
| материалов по охране труда | менее | менее | | |
| (шт.) | 2-х | 2-х | | |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Рост количества рабочих | 4,0 | 6,0 | 4,2 | 6,4 |
| мест, на которых проведена | | | | |
| аттестация рабочих мест по | | | | |
| условиям труда (%) | | | | |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Количество аттестованных | 120 | 120 | 220 | 300 |
| рабочих мест в бюджетных | | | | |
| организациях города (ед.) | | | | |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Обеспечение бюджетных | 600 | 1000 | 2878 | 3000 |
| организаций города Москвы | | | | |
| нормативными правовыми | | | | |
| актами по охране труда | | | | |
| (экз.) | | | | |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Снижение уровня | 2,0 | 2,2 | 2,0 | 5,0 |
| производственного | | | | |
| травматизма в организациях | | | | |
| малого предпринимательства | | | | |
| (по оперативным | | | | |
| данным Государственной | | | | |
| инспекции труда в городе | | | | |
| Москве на 01.02.2010 (%) | | | | |
|-------------------------------|---------|---------|-----------|----------|
| Тираж нормативных документов | 20,0 | 20,0 | 43,0 | 70,0 |
| и методических материалов по | | | | |
| охране труда для обеспечения | | | | |
| организаций города | | | | |
| (тыс.экз.) | | | | |
----------------------------------------------------------------------------
Следует отметить, что в результате реализации городских
программных мероприятий по охране труда за 5 лет число тяжелых
несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом
снизилось на 44% - с 1218 случаев в 2004 году до 677 случаев в 2009
году.
По данным Государственной инспекции труда в городе Москве в 2009
году произошли на производстве 677 несчастных случаев (в 2008г.- 796),
в том числе 199 случаев со смертельным исходом (в 2008 г. - 250).
Дальнейшему повышению уровня социальной защищенности работников
способствует развитие системы управления охраной труда и
совершенствование городской нормативной и методической базы по охране
труда.
Московской городской Думой принят Закон города Москвы от 12.03.
2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве". В целях его реализации
разработаны правовые акты Правительства Москвы, утвердившие в том
числе Положение о системе государственного управления охраной труда,
Регламент подготовки и выдачи заявителям Департаментом труда и
занятости населения города Москвы разрешений на право проведения
обучения и проверки знаний требований охраны труда, Порядок
формирования сведений о существующих условиях труда в организациях
города Москвы и другие документы.
С целью обеспечения безопасных и здоровых условий труда на
рабочих местах разработаны и утверждены главным государственным
санитарным врачом города Москвы рекомендации по обеспечению безопасных
условий труда в строительных организациях города, по выполнению
гигиенических требований к условиям труда при ремонте и обслуживании
автотранспортных средств на предприятиях и в организациях; по
обеспечению выполнения гигиенических требований к условиям труда
подростков и инвалидов на предприятиях и в организациях города Москвы.
В городской системе управления охраной труда ведущая роль
отведена Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве
Москвы, которая осуществляет координацию взаимодействия органов
исполнительной власти города Москвы и социальных партнеров с
федеральными органами государственного надзора и контроля, органами
социального страхования и государственной статистики.
Комиссия рассматривает на своих заседаниях наиболее актуальные
для города вопросы состояния условий и охраны труда. Регулярно
контролируется ход выполнения городских программных мероприятий,
рассматриваются вопросы состояния производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости, реализации государственной политики в
области охраны труда в административных округах и отраслях экономики.
В 2008-2009 годы издано и передано работодателям города более 113
тысяч экземпляров нормативной и методической литературы по охране
труда 12 наименований.
В 2009 году изменилась структура занятости населения города. По
данным Мосгорстата снизилась численность занятых в промышленности - на
17,2%, жилищно-коммунальном хозяйстве - на 12,8%, финансовой сфере -
на 11,2%, строительстве - на 4,6%. В то же время возросла численность
работников сферы образования (6,1%), здравоохранения (6,3%), торговли
(2,0%), транспорта (0,2%).
Таблица 2
Среднесписочная численность работников предприятий,
учреждений и организаций по видам экономической деятельности
----------------------------------------------------------------------
| Среднесписочная численность | Количество работников, тыс. чел. |
| работников предприятий, | |
| учреждений и организаций |----------------------------------|
| города Москвы: | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| всего: | 6396,8 | 6458,2 | 6445,3 |
| в том числе: | | | |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| промышленность | 658,9 | 645,8 | 534,5 |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| транспорт и связь | 377,3 | 391,7 | 392,5 |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| строительство | 378,3 | 508,1 | 484,7 |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| образование | 389,3 | 379,5 | 404,0 |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| оптовая и розничная торговля, | 1204,3 | 1219,7 | 1244,4 |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| услуги по ремонту | | | |
| здравоохранение и | 314,2 | 321,6 | 341,9 |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| предоставление социальных | | | |
| услуг | | | |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| жилищно-коммунальное | | | |
| хозяйство | 279,3 | 265,8 | 231,8 |
|---------------------------------|-----------|---------|------------|
| финансовая деятельность | 325,1 | 295,8 | 262,8 |
----------------------------------------------------------------------
Кризисные явления в экономике оказывают негативное влияние на
решение проблем в области охраны труда. Однако, несмотря на наличие
фактов снижения объемов финансирования мероприятий по охране труда,
сокращения специалистов служб охраны труда, отказа от проведения
обучения по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в
городе удается сохранить тенденцию снижения уровня производственного
травматизма.
Травматизм с тяжелым и смертельным исходом, по оперативным данным
Государственной инспекции труда в городе Москве снизился на 19,5%. по
сравнению с 2007 годом.
Таблица 3
Производственный травматизм
----------------------------------------------------------------------
| | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
|-------------------------------------|----------|---------|---------|
| Общее количество пострадавших, | 900 | 839 | 713 |
| чел. | | | |
|-------------------------------------|----------|---------|---------|
| Число несчастных случаев | | | |
| производственного травматизма с | 842 | 796 | 677 |
| тяжелым и смертельным исходом | | | |
|-------------------------------------|----------|---------|---------|
| Число пострадавших со смертельным | | | |
| исходом, чел. | 285 | 250 | 199 |
----------------------------------------------------------------------
В отраслях экономики города наблюдается в основном снижение
уровня производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом.
Однако в организациях розничной и оптовой торговли число случаев
производственного травматизма возросло. (Таблица 4). Анализ причин
несчастных случаев показывает, что рост травматизма связан в
большинстве случаев с организационными причинами (необученность
персонала, отсутствие или неприменение средств защиты, несоблюдение
правил безопасного производства работ и др.).
Таблица 4
Количество случаев производственного травматизма (групповых,
тяжелых и со смертельным исходом) в отраслях экономики города
--------------------------------------------------------------------
| N | Группы отраслей экономики | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г.* |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 1. | Строительство | 334 | 306 | 189 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 2. | Транспорт | 88 | 91 | 75 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 3. | Наука и научное | 31 | 26 | 23 |
| | обслуживание | | | |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 4. | Промышленность | 138 | 141 | 88 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 5. | Связь | 12 | 6 | 5 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 6. | Торговля | 58 | 50 | 54 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 7. | ЖКХ | 41 | 22 | 21 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 8. | Электроэнергетика | 7 | 4 | 3 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 9. | Образование | 16 | 15 | 15 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 10.| Здравоохранение | 8 | 24 | 20 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 11.| Физкультура и спорт | 2 | 3 | 1 |
|----|---------------------------|----------|---------|------------|
| 12.| Другие отрасли | 107 | 106 | 66 |
--------------------------------------------------------------------
(*) Сведения Государственной инспекции труда в городе Москве по
несчастным случаям, расследованным и поставленным на учет на
01.02.2010.
В связи с ростом травматизма в организациях розничной и оптовой
торговли намечено усилить работу по соблюдению требований охраны труда
на рабочих местах, обеспечению работников сертифицированными
средствами индивидуальной защиты, обеспечению методической литературой
по охране труда, а также разработать рекомендации по обеспечению
безопасности труда в организациях розничной и оптовой торговли.
В бюджетных организациях города подлежат аттестации более 430,9
тысяч рабочих мест, из которых в 2008-2009 годах аттестовано 208,8
тысяч рабочих мест (48,3%).
За счет средств, предусмотренных на реализацию Комплекса
программных мероприятий города Москвы по охране труда в 2008-2009
годах, аттестовано по условиям труда более 500 рабочих мест (Колледж
автомобильного транспорта N9, Специальная коррекционная школа N 77,
НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и др.).
В государственных учреждениях Департамента здравоохранения города
Москвы аттестовано 98,5% рабочих мест, Департамента социальной защиты
населения города Москвы - 84% рабочих мест. Для активизации работы по
проведению аттестации рабочих мест в бюджетных организациях
Департамента образования города Москвы, Департамента физической
культуры и спорта города Москвы, где аттестовано лишь 19,5% и 11,4%
рабочих мест соответственно, намечено оказание консультативной и
финансовой поддержки для активизации работы.
Таблица 5
Аттестация рабочих мест по условиям труда
в бюджетных организациях города
-------------------------------------------------------------------------------
| Наименование органа | Число | Число рабочих мест, | Число |
| исполнительной | рабочих | на которых проведена | рабочих |
| власти | мест, | аттестация в 2008- | мест, |
| | подлежащих | 2009 гг. | которые |
| | аттестации |----------------------------| необходимо |
| | по | Всего | из них | аттестовать |
| | условиям | | с вредными | |
| | труда | | условиями | |
| | | | труда | |
|---------------------|------------|-----------|----------------|-------------|
| Департамент | 214 763 | 41 875 | 24 577 | 172 888 |
| образования города | | | | |
| Москвы | | | | |
|---------------------|------------|-----------|----------------|-------------|
| Департамент | | | | |
| здравоохранения | 127 000 | 125 000 | 106 000 | 2 000 |
| города Москвы | | | | |
|---------------------|------------|-----------|----------------|-------------|
| Департамент жилищно-| | | | |
| коммунального | 40 098 | 12 521 | 3 697 | 27 577 |
| хозяйства и | | | | |
| благоустройства | | | | |
| города Москвы | | | | |
|---------------------|------------|-----------|----------------|-------------|
| Департамент | | | | |
| социальной защиты | 30 257 | 25 455 | 207 | 4 802 |
| населения города | | | | |
| Москвы | | | | |
|---------------------|------------|-----------|----------------|-------------|
| Департамент | 12 558 | 2 957 | 247 | 9 601 |
| культуры города | | | | |
| Москвы | | | | |
|---------------------|------------|-----------|----------------|-------------|
| Департамент | | | | |
| физической культуры | 5 620 | 643 | 97 | 4 977 |
| и спорта города | | | | |
| Москвы | | | | |
|---------------------|------------|-----------|----------------|-------------|
| Комитет ветеринарии | 614 | 361 | 130 | 253 |
| города Москвы | | | | |
|---------------------|------------|-----------|----------------|-------------|
| ИТОГО: | 430 910 | 208 812 | 134 955 | 222 098 |
-------------------------------------------------------------------------------
По результатам аттестации, проведенной в бюджетных организациях
города в 2008-2009 годах, на 64,5% выявлены вредные или опасные
производственные факторы.
В соответствии с планами мероприятий, составленными по
результатам аттестации рабочих мест, в организациях проводится работа
по улучшению условий труда. Так в бюджетных организациях Департамента
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы
приведены в соответствие с требованиями охраны труда 10 283 рабочих
места.
Для повышения качества обработки данных результатов аттестации и
разработки эффективных мероприятий по устранению опасных
производственных факторов на рабочих местах предусмотрено разработать
автоматизированную систему анализа данных существующих условий труда.
В рамках реализации мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда
социального страхования Российской Федерации в 2008-2009 годах
аттестовано более 140 тысяч рабочих мест по условиям труда.
В каждой отрасли на работника действуют свои специфические
опасные и вредные производственные факторы, которые указаны в
отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда.
К общим опасным и вредным производственным факторам, действующим
на работников в рабочей зоне относятся: производственный шум,
вибрация, запыленность и загазованность воздуха, тяжелый физический
труд, поражение электрическим током, воздействие низких температур в
холодный период года при работе на открытых площадках.
В 2009 году число впервые выявленных случаев профессиональных
заболеваний, зарегистрированных в Управлении Роспотребнадзора по
городу Москве, составило - 182 (в 2008 г. - 105, в 2007г. - 179).
В структуре профзаболеваний ведущей патологией являются
заболевания органов слуха. Стабильно высокое число случаев заболеваний
органов слуха выявляется при проведении углубленного медицинского
обследования летного состава аэропортов Внуково и Шереметьево.
В структуре профзаболеваний органов дыхания значительную долю
занимают бронхиальная астма и астматический бронхит. Это связано в
первую очередь с отсутствием целенаправленного медицинского
обследования при поступлении на работу, а также с воздействием
веществ, обладающих сенсибилизирующим действием на органы дыхания.
Удельный вес заболеваний силикозом, силикотуберкулезом,
пневмокониозом, бронхиальной астмой, пылевым бронхитом составляет
около 15 %, вибрационная патология составила 12,4 %.
Имеет место высокий уровень хронических профессиональных
заболеваний у стажированных работников (стаж работы с вредными
условиями труда превышает 5 лет), т.к. не выполняется требование о
прохождении ими профмедосмотров в центрах профпатологии.
Для улучшения работы по предупреждению профессиональной
заболеваемости в рамках реализации Комплекса программных мероприятий
города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы подготовлены и
утверждены 26 декабря 2008 года Главным государственным санитарным
врачом города Москвы "Методические рекомендации по организации и
проведению профилактических медицинских осмотров (обследований)
работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными
факторами в городе Москве". Создан Московский городской центр
профпатологии, что позволит улучшить ситуацию с проведением
медицинских осмотров стажированных работников, и будет способствовать
выявлению заболеваний на ранних стадиях и снизить уровень
профессиональной заболеваемости.
В целях обеспечения заинтересованности работодателей и
общественности города в создании безопасных условий и охраны труда
проведена первая городская выставка "Охрана труда в Москве". На
выставке представили свои экспозиции более 200 организаций города.
Посетили выставку более 8 тысяч работодателей и специалистов по охране
труда. В рамках деловой программы выставки проведена конференция и
обучающие семинары, заключено около 2000 договоров и контрактов на
проведение аттестации рабочих мест, обучения по охране труда,
обеспечения работников средствами защиты и др.
В соответствии с графиками, ежегодно утверждаемыми первым
заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, проводились
семинары-совещания и круглые столы по вопросам охраны труда в
административных округах города. Все участники окружных мероприятий
(представители более 2000 организаций ежегодно) обеспечены нормативной
литературой и методическими материалами по охране труда, изданными в
рамках реализации программных мероприятий.
В 2009 году проведен городской смотр-конкурс на лучшую
организацию работы в области охраны труда в организациях города
Москвы, отраслях экономики и административных округах города, в
котором приняли участие более 3000 городских организаций.
|