7. Оценка внешних факторов,
влияющих на достижение цели Программы
Основными внешними факторами, влияющими на уровень обеспечения
безопасных условий и охраны труда, приняты:
1. Общее состояние социально-экономического развития Российской
Федерации и города Москвы, тенденции его изменения.
2. Внутриполитические факторы и тенденции в сфере
государственного регулирования обеспечения безопасных условий и охраны
труда:
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных
актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов
города Москвы;
- направления, методы и объем реализации мер государственного
регулирования процессами обеспечения безопасных условий и охраны труда
на федеральном уровне и уровне города Москвы.
3. Основополагающие факторы, определяющие состояние и уровень
обеспечения безопасных условий и охраны труда: объемы производства,
уровень инфляции, научно-технический потенциал, потенциал трудовых
ресурсов, уровень и динамика изменения цен на основные фонды,
производственно-технологические ресурсы, средства охраны труда,
бюджетная, налоговая и миграционная политика.
В зависимости от степени и совокупности воздействия
вышеперечисленных факторов на уровень обеспечения безопасных условий и
охраны труда и эффективность принимаемых мер по реализации основных
направлений государственной политики в области охраны труда результаты
возможного хода выполнения Программы прогнозируются по трем вариантам:
оптимистическому, реалистическому (базовому) и пессимистическому,
представленным в таблице:
------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N | Фактор | Прогноз |
| п/п| |------------------------------------------------------------------------|
| | | оптимистический | реалистический | пессимистический |
|----|----------------------|------------------------|-----------------------|-----------------------|
| 1. | Состояние и | Превышение | Достижение | Недостижение |
| | тенденции | утвержденных | утвержденных | утвержденных |
| | социально- | стратегических | стратегических | стратегических |
| | экономического | показателей состояния | показателей состояния | показателей состояния |
| | развития России и | экономики на | экономики на | экономики на |
| | Москвы | федеральном и | федеральном и | федеральном и |
| | | городском уровне и | городском уровне и | городском уровне и |
| | | снижение | прогнозируемого | прогнозируемого |
| | | прогнозируемого уровня | уровня | уровня |
| | | производственного | производственного | производственного |
| | | травматизма | травматизма | травматизма |
|----|----------------------|------------------------|-----------------------|-----------------------|
| 2. | Внутриполитические | Принимаются | Существенных | Происходят изменения |
| | факторы и тенденции | федеральные законы, | изменений | в законодательстве, |
| | в сфере | нормативные акты и | законодательства в | ухудшающие положение |
| | государственного | дополнительные меры в | сфере охраны труда, | дел с государственным |
| | регулирования | части: введения | влияющих на уровень | регулированием |
| | обеспечения | экономических | обеспечения | обеспечения охраны |
| | безопасных условий и | механизмов | безопасных условий и | труда и снижающие |
| | охраны труда | заинтересованности | охраны труда, не | эффективность и |
| | | работодателей в | происходит | оперативность работы |
| | | обеспечении охраны | | надзорно-контрольных |
| | | труда; повышения | | органов |
| | | эффективности | | |
| | | принимаемых мер | | |
| | | органами | | |
| | | государственного | | |
| | | надзора и контроля | | |
|----|----------------------|------------------------|-----------------------|-----------------------|
| 3. | Основополагающие | Увеличение доходной | На уровне | Снижение доходной |
| | факторы, | части организаций, | прогнозируемых | части организаций, |
| | определяющие | направляемой на | показателей | направляемой на |
| | состояние и уровень | приобретение средств | | приобретение средств |
| | обеспечения охраны | охраны труда и | | охраны труда и |
| | труда | создание безопасных | | создание безопасных |
| | | условий труда на | | условий труда на |
| | | рабочих местах | | рабочих местах |
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Реалистический вариант Программы основан на прогнозных
показателях социально-экономического развития Российской Федерации и
города Москвы, учете положительной оценки результатов
социально-экономического развития города Москвы, анализе результатов
мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях города,
динамики снижения уровня производственного травматизма в 2002-2009
годах, анализе результатов выполнения в эти годы программных
мероприятий по охране труда.
Оптимистический вариант Программы основан на прогнозе
положительных тенденций изменения внешних факторов, обеспечивающих
позитивное развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда,
повышение эффективности работы надзорных и контрольных государственных
органов.
Пессимистический вариант Программы предполагает деструктивное
воздействие внешних факторов, приводящее к срыву устойчивых тенденций
регулирования обеспечения безопасных условий и охраны труда на всех
уровнях управления, надзора и контроля.
Такое изменение тенденций могут вызвать ряд внешних воздействий,
в том числе:
- изменения в законодательстве;
- кризисные явления в экономике;
- налоговая политика, повышающая тяжесть налогового бремени,
удорожание ресурсов (людских, финансовых, энергетических,
технологических, информационных);
- рост стоимости аренды нежилых помещений;
- напряженность на рынке труда, связанная с миграционными
процессами.
Значения основных показателей выполнения Программы приведены в
таблице.
------------------------------------------------------------------------------------------------
| | Единица | Варианты реализации |
| Показатель | измерения |-----------------------------------------------------|
| | | Оптимистический | Реалистический | Пессимистический |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Уровень | число | | | |
| производственного | пострадавших| 1,0 | 1,1 | более |
| травматизма | в расчете | | | 1,2 |
| | на 1000 | | | |
| | работающих | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Разработка методических | шт. | 12 | 10 | 8 |
| материалов по охране | | | | |
| труда | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Увеличение количества | ед. | на 200 | на 145 | менее |
| организаций, охваченных | | | | 100 |
| статистическим | | | | |
| наблюдением, не имеющих | | | | |
| случаев | | | | |
| производственного | | | | |
| травматизма | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Количество организаций, | ед. | 5000 | 4100 | менее |
| которым оказана | | | | 1000 |
| методическая и (или) | | | | |
| практическая помощь | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Рост количества рабочих | тыс. | на 90,0 | на 86,9 | менее |
| мест в бюджетных | рабочих | | | 30,0 |
| организациях города, на | мест | | | |
| которых проведена | | | | |
| аттестация по условиям | | | | |
| труда | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Снижение количества | | | | |
| рабочих мест с | тыс. | на 10,0 | на 9,72 | менее |
| вредными и (или) | рабочих | | | 1,0 |
| опасными условиями | мест | | | |
| труда в бюджетных | | | | |
| организациях города | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| наблюдением | | | | |
| документов и | | | | 10,0 |
| методических материалов | | | | |
| по охране труда для | | | | |
| обеспечения организаций | | | | |
| города | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Снижение численности | чел. | на 100 | на 97 | менее 10 |
| пострадавших с утратой | | | | |
| трудоспособности на | | | | |
| один день и более в | | | | |
| результате несчастного | | | | |
| случая в организациях | | | | |
| города, охваченных | | | | |
| статистическим | | | | |
| наблюдением, чел. | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Снижение количества | | | | |
| случаев | ед. | на 48 | на 41 | менее 1 |
| производственного | | | | |
| травматизма с тяжелым и | | | | |
| смертельным исходом (по | | | | |
| данным Государственной | | | | |
| инспекции труда в | | | | |
| городе Москве) | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Снижение количества | | | | |
| случаев | ед. | на 7 | на 6 | менее 1 |
| производственного | | | | |
| травматизма с тяжелым и | | | | |
| смертельным исходом в | | | | |
| организациях малого и | | | | |
| среднего | | | | |
| предпринимательства | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Количество | | | | |
| руководителей и | тыс.чел. | 5,0 | 3,5 | 2,0 |
| специалистов малых и | | | | |
| средних предприятий, | | | | |
| прошедших обучение по | | | | |
| охране труда | | | | |
|--------------------------|-------------|-----------------|----------------|------------------|
| Количество работников, | | | | |
| прошедших обучение по | тыс.чел. | 130,0 | 122,0 | менее |
| охране труда | | | | 100 |
------------------------------------------------------------------------------------------------
|