Подождите, идет загрузка документа...

ОХРАНА ТРУДА
www.tehbez.ru
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ ПО

 

         ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ ПО    

                             ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Правовые основы профсоюзной деятельности заложены Консти­туцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Основами законодательства РФ об охране труда, Законом РФ "О коллективных договорах и со­глашениях" от 11 марта 1992 г. № 2491-1 (в редакции Федерального за­кона от 24.11.95 № 176-ФЗ), Федеральным законом "О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, Законом города Москвы "О социальном партнерстве" от 22 октября 1997 г. № 44 и другими нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии с Уставом МФП, утвержденным Московской городской межсоюзной конференцией профсоюзов 15 декабря 1990 года (с изменениями и дополнениями от 17 февраля 1994 г., от 22 июня 1995 г. и 30 ноября 1995 г.), основными направлениями деятельности МФП является работа по заключению соглашений с правительством и пред­принимателями г. Москвы, другими органами и организациями и осуще­ствление контроля за их реализацией, а также координация действий членских организаций по вопросам проведения политики в области зара­ботной платы, ценообразования, занятости, охраны труда, экологии, заключения коллективных договоров и соглашений.

 

В Трудовом Кодексе РФ (статья 212) указывается, что работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск представителей общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ  ( статья 218) в состав комитета (комиссии) по охране труда входят представители профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются   представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности" наделяет профсоюзы полномочиями представ­лять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам инди­видуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллек­тивные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установ­ленном порядке. Это право профсоюзов подтверждено Законом Российской Федерации от II марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ).

Эти законы устанавливают право профсоюзов, их объединений, пер­вичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллектив­ных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников.

Эти важные правовые нормы, как правило, отражены в уставах профсоюзов и положениях о первичных проф­союзных организациях. Тем самым  предотвращены конфликты в части правомочности профсоюзов представлять и защищать интересы ра­ботников независимо от их членства в профсоюзах.

Закон о коллективных договорах и соглашениях предоставляет право на ведение коллективных переговоров и иным уполномоченным работни­ками представительным органам, при этом профсоюзы имеют право вы­ступать с инициативой о начале коллективных переговоров.

Профсоюзы наделены правом осуществлять контроль за выполнени­ем коллективных договоров или соглашений.

Статья 14 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" дает профсоюзам право участво­вать в урегулировании коллективных трудовых споров. Они могут уча­ствовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением за­конодательства об охране труда, с изменением условий труда, невы­полнением обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

К сфере охраны труда относятся трудовые споры по вопросам усло­вий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты и другим вопросам, включенным в коллективный договор. В случае возникновения коллективного трудового спора профсоюзы могут высту­пать в качестве представителей работников и защищать их права, вырабатывать требования работников, предъявлять их работо­дателю, участвовать в рассмотрении требований.

Профсоюзный комитет имеет право по просьбе члена профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться для защиты трудовых прав работников в органы, рассматривающие индивиду­альные трудовые споры (разногласия между работником и работодате­лем по вопросам применения законодательных и иных нормативных пра­вовых актов об охране труда и условий трудового договора). Здесь рас­сматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с производственной травмой и профессиональным заболеванием, изменение ус­ловия труда, несоблюдение требований охраны труда на рабочем месте и т.д.

 

При разрешении индивидуальных трудовых споров права профсоюза отражены в статьях 384, 385, 387, 391 Трудового Кодекса РФ. Так, при образовании комиссии по трудовым спорам  представители работников могут делегироваться представительным органами работников с последующим утверждением  на общем собрании (конференции)  работников.

Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции РФ лишило профсою­зы права законодательной инициативы, однако в со­ответствии со статьей 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" они сохранили возмож­ность участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в социально-трудовой сфере. Профсоюзы могут подготавливать пред­ложения в проекты законодательных и иных нормативных правовых ак­тов, участвовать в предварительных консультациях» экспертизе проек­тов законов и других нормативных правовых актов и их согласовании.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам предостав­лено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопас­ности,

 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Основы законодательства Российской Федерации об охране труда утверждают право профессиональных сою­зов осуществлять общественный контроль за соблюдением законо­дательства о труде и охране труда.

Для осуществления контрольных функций профсоюзы правомочны создавать свои инспекции (правовую и техническую).

Эти законы предоставляют определенные полномочия членам проф­союзных органов предприятий и вышестоящих профсоюзных органов, а также другим правомочным представителям этих органов. При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде и ох­ране труда они имеют право посещать и осматривать организации лю­бых организационно-правовых форм и форм собственности, их струк­турные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, требовать и получать от руководителей и иных должност­ных лиц предприятия, учреждения, организации соответствующие доку­менты, сведения и объяснения, информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве.

Право на информацию является одним из важнейших прав профсоюзов. Статья 17 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного само­управления информацию по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную инфор­мацию с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления,

На основании Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзные органы в органи­зациях, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обратиться в Федераль­ную инспекцию труда для принятия неотложных мер. Основы законода­тельства Российской Федерации об охране труда уточняют, что пред­ставления профсоюзных органов об устранении выявленных нарушений являются для работодателя обязательными к рассмотрению.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях проявления непосредственной угрозы жизни и здоровью работ­ников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия оконча­тельного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должно­стное лицо обязан незамедлительно выполнить такое требование.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлече­нии к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательных и иных Нормативных правовых актов по ох­ране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Эти организации обязаны в месячный срок сообщить профсоюзному органу о принятых мерах.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гаран­тиях деятельности" предоставляет профсоюзам полномочия участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящих­ся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инстру­ментов. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда представители профсоюзов правомочны принимать участие в рабо­те комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

Представители профсоюзов имеют право участвовать в расследова­нии несчастных случаев на производстве и проводить их самостоя­тельное расследование.

Итак, профсоюзы законодательно наделены следующими правами в области обеспечения охраны труда:

 

    Права профсоюзов

            Правовая основа

 

Право граждан на объединение в профессиональные союзы

 

 

 

Право на содействие со стороны государственных органов, орга­низаций в деятельности профсоюзов

 

 

Право представлять интересы членов профсоюза по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам

 

Право ведения коллективных переговоров и заключения со­глашения или коллективного договора от имени всех работ­ников. Право выступать с ини­циативой о начале коллектив­ных переговоров

 

Право контролировать выпол­нение требований колдоговоров и

соглашений

 

 

 

Конституция РФ статья 30,

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти" статья 2 

 

Указ Президента РФ от 26 октября 1991 г. № 162 "Об обеспечении прав профессио­нальных союзов в условиях перехода к ры­ночной экономике"

 

Трудовой Кодекс РФ, статья 29

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статьи 11 и 23

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 13

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", статьи 6,11,12

 

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 13

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

 

Право на участие в урегулиро­вании трудовых споров

 

 

 

 

Право осуществлять общест­венный контроль за соблюдени­ем законодательства о труде и об охране

труда

 

 

Право создавать свои инспекции для осуществления контроль­ных функций

 

 

 

 

Право осуществлять общест­венный контроль за обеспече­нием социального страхования работников от несчастных слу­чаев на производстве и профес­сиональных

заболеваний

 

Право создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиона­льных союзов и иных уполно­моченных работниками пред­ставительных органов

 

Право участвовать в законо­творческой и нормотворческой работе в области охраны труда

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти",статьи 14,23

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статьи 19 и 20

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

 

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статьи 19 и 20

 

Федеральный закон "Об обязательном со­циальном страховании от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний, статья 26

 

 

 

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 8

 

 

 

 

 

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статьи 11, 20

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

 

 

 

Право принимать участие в фор­мировании государственных программ по вопросам охраны труда и экологии

 

 

Право посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и дру­гие места работы на предпри­ятии, в учреждении, организа­ции, где работают члены этого профсоюза

 

Право на получение информа­ции

 

 

 

 

 

Право на обсуждение получен­ной информации с приглашени­ем представителей работодате­лей, их объединений, органов управления организацией, орга­нов государственной власти и органов местного самоуправ­ления

 

Право вносить в соответствующие организации предложения о привлечении к ответст­венности должностных лиц, ко­торые нарушают требования законодательных и иных норма­тивных правовых актов по ох­ране труда

 

Право участвовать в расследо­вании несчастных случаев на производстве (работе), прово­дить самостоятельное рассле­дование

 

 

Право требовать от работодате­ля

немедленного устранения на­рушений,

угрожающих жизни и здоровью работников, и одно­временно обращаться в Феде­ральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

 

Право требовать от работодате­ля, органа управления органи­зацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспек­цией трудя при невыполнении требований по устранению на­рушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью ра­ботников

 

Право участвовать в экспертизе

безопасности условий труда на

проектируемых, строящихся и

эксплуатируемых производст­венных

объектах, а также в экс­пертизе

безопасности проекти­руемых и

эксплуатируемых ме­ханизмов и

инструментов

 

Право проводить независимую

экспертизу условий труда и

обеспечения безопасности ра­ботников

 

Право принимать участие в ра­боте комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию произ­водственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов

 

 

 

Федеральный закон

"О профессиональных союзах, их

правах и гарантиях деятельно­сти",

статья 20

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20

 

 

 

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 17

 

Федеральный закон

"О профессиональных союзах, их

правах и гарантиях деятельно­сти",

статья 17

 

 

 

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

 

 

 

 

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20

Основы законодательства РФ об охране труда статья 25

 

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

 

 

 

 

 

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20

 

 

 

 

 

 

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

 

 

Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

                                  

 

Техническая инспекция труда

Московской Федерации профсоюзов

 

Законодательство наделяет профессиональные союзы правом осуще­ствлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Статья 20 Федерального закона "О профессио­нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что проф­союзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции труда по охране труда, действующие на основании положений, утвер­жденных профсоюзами.

Техническая инспекция труда МФП осуществляет свою деятель­ность в соответствии с Положением о технической инспекции труда МФП, утвержденным Постановлением Президиума МФП от 22 августа 1996 года № 4-5. Оно разработано на основе Положения о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов), утвержденного Постановлением Исполкома Генсовета ФНПР от 30 мая 1996 года № 3-8.

Техническая инспекция труда МФП состоит из технических (глав­ных технических) инспекторов труда МФП и отраслевых профсоюзов.

Положением определены основные направления деятельности технической инспекции труда МФП, ее права и обязанности, в том числе по проведению профсоюзного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда и окружающей сре­ды на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Положением установлено, что техническая инспекция труда профсоюзов:

- независима и самостоятельна в своих оценках состояния условий и охраны труда на производстве и экологической безопасности;

- взаимодействует в своей работе с профсоюзным и другим обще­ственным активом, включая союзы специалистов по охране труда, орга­низации ученых, общественных уполномоченных (доверенных лиц) по ох­ране труда и совместные комитеты (комиссии) по охране труда, оказыва­ет помощь профсоюзным комитетам и профсоюзному активу по охране труда;

-  осуществляет деятельность в контакте с органами государствен­ного управления, надзора и контроля в области охраны труда, правоох­ранительными и другими специально уполномоченными органами.

Техническая инспекция труда МФП и отраслевых профобъединений принимает участие в:

- разработке предложений в раздел "Охрана труда и экологиче­ская безопасность" трехстороннего соглашения между московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями промышлен­ников и предпринимателей и Правительством Москвы и осуществлении контроля за их выполнением; разработке предложений по вопросам ох­раны труда и экологической безопасности в соглашениях на отраслевом, городском и федеральном уровнях;

-  разработке, совместно с профобъединениями,    и согласовании нормативных актов по охране труда и экологии, принимаемых на уровне г. Москвы и федеральном уровне;

-   разработке основных принципов и направлений политики в об­ласти охраны труда и экологии в г. Москве и на федеральном уровне, определении мер по их реализации; внесении предложений по совершен­ствованию системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда и экологической безопасностью на отраслевом и регио­нальном уровнях;

- проведении совместно с профсоюзным активом, органами исполни­тельной власти г. Москвы, Государственной инспекцией труда по г. Моск­ве согласованных действий по реализации основных принципов и на­правлений государственной политики в области охраны труда и окру­жающей среды, планов и программ улучшения условий труда;

- информировании отраслевых профсоюзных объединений о новых законодательных и нормативных актах по охране труда и окружаю­щей среды и изменениях к ним; информировании ФНПР и отраслевых профсоюзных объединений о законодательных и нормативных актах по охране труда и окружающей среды, принимаемых в Москве;

- осуществлении связи с органами средств массовой информации в целях пропаганды передового опыта в области охраны труда и экологии и информирования населения г. Москвы о состоянии условий и охраны тру­да и окружающей среды;

-  осуществлении методического руководства и координации дея­тельности технических инспекций (технических инспекторов) отрасле­вых профобъединений;

-  организации обучения и повышения квалификации технических (главных технических) инспекторов труда профсоюзов;

-  оказании методической и консультационной помощи профсоюз­ным комитетам предприятий, их комиссиям, уполномоченным (доверен­ным) лицам по охране труда по вопросам охраны труда и экологии, в том числе при разработке и заключении коллективных договоров и согла­шений;

-  проведении, совместно с профсоюзным активом, контроля пра­вильности расходования средств, выделяемых на охрану труда и окру­жающей среды по коллективным договорам и соглашениям, а также средств общественных фондов по охране труда;

- контроле правильности и обоснованности предоставления льгот и компенсаций за работу при воздействии вредных и опасных производ­ственных факторов и их соответствия действующему законодательству;

- представлении интересов работников по исковым заявлениям в суде в защиту прав работников на охрану труда и окружающей среды.

При наличии на предприятии нескольких профсоюзов порядок об­служивания предприятий профсоюзной технической инспекцией устанав­ливается на основе мнения трудового коллектива и первичных организа­ций предприятия и соглашения между соответствующими профсоюзными органами.

Технические (главные технические) инспекторы труда должны иметь высшее техническое образование и стаж практической работы по специ­альности не менее трех лет. Они проходят специальное обучение и пе­риодически повышают квалификацию.

Технические (главные технические) инспекторы труда имеют право:

- беспрепятственно (по предъявлению удостоверения установленного образца) посещать организации независимо от форм собственности и ор­ганизационно-правовых форм, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды, проверки состояния условий, охраны труда, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, в том числе финансирования мероприятий по охране труда;

-  осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмот­рению представлений об устранении выявленных нарушений законода­тельства об охране труда и окружающей среды;

- предъявлять работодателю требования о приостановлении работ в цехах, других приравненных к ним подразделениях, на производствен­ных участках и рабочих местах, если продолжение этих работ создает не­посредственную угрозу жизни или здоровью работающих;   

-  осуществлять контроль за состоянием производственной санита­рии, санитарно-бытовых помещений, своевременным обеспечением в соответствии с установленными нормами работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

-  участвовать в экспертизе безопасности условий труда на пред­приятиях, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе обеспечения экологической безопасности на предпри­ятии;

- принимать участие в подготовке материалов и предложений на вы­дачу работодателям (лишение их) лицензий  и сертификатов на со­ответствие находящихся в их ведении предприятий и объектов требовани­ям охраны труда и окружающей среды;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять само­стоятельное их расследование, давать заключения о возмещении вреда, вызванного несчастными случаями и профессиональными заболеваниями;

-  обращаться в соответствующие органы с требованием о привле­чении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- получать необходимую информацию от руководителей, должност­ных лиц и специалистов предприятий о состоянии условий и охраны тру­да, экологической безопасности, а также обо всех подлежащих регистра­ции несчастных случаях на производстве и профессиональных заболева­ниях;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию   производственных  объектов,   средств   производства  и транспортных средств в качестве членов комиссий и независимых экс­пертов;

- проверять организацию обучения и инструктажа работающих по охране труда;

-  принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов по охране труда и окружающей среды.

В соответствии со своими правами технические (главные техниче­ские) инспекторы труда:

- защищают интересы и законные права работников обслуживае­мых предприятий на здоровые и безопасные условия труда, на получение компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опас­ными условиями труда, на возмещение вреда, причиненного здоровью ра­ботников увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреж­дением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

- расследуют с участием профсоюзного актива и представителей ра­ботодателя случаи отказов трудящихся от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда, а также случаи расторжения трудо­вых договоров (контрактов) по указанной причине;

- оказывают помощь членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда и окружающей среды и представляют их интересы в судебных инстанциях при нарушении ра­ботодателями законодательства об охране труда и окружающей среды и ущемлении прав работников в этой области;

-  вносят в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложения по улучшению условий и охраны труда, экологической безопасности работающих, а также о применении к должностным ли­цам экономических санкций за допущенные нарушения законодательства об охране труда и окружающей среды.

 

 

        Уполномоченные (доверенные) лица профсоюза

                                     по охране труда

Основным звеном общественного контроля за охраной труда непо­средственно в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда. Участвуя в трудовом процессе и нахо­дясь среди работников своего производственного подразделения, уполно­моченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением ра­ботодателями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда, а также контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

Основами законодательства РФ об охране труда определено, что уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекоменда­циями, разработанными государственным органом управления охраной тру­да. Такие рекомендации были подготовлены и утверждены Постановлени­ем Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года № 30.  На основе Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или тру­дового коллектива было разработано Типовое положение об уполномо­ченном профсоюзного комитета по охране труда, утвержденное поста­новлением Исполкома Генсовета ФНПР от 30 мая 1996 г. № 3-8.

В этих документах подчеркнуто, что институт уполномоченных соз­дается для организации общественного контроля за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области охраны труда на предпри­ятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников. Особая роль отведена профсоюзам, которые могут, наряду с другими уполномоченными работниками представительными органами или трудо­выми коллективами, организовывать выборы уполномоченных в струк­турных подразделениях или на предприятии в целом.

При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполно­моченных работниками представительных органов - каждому из них пре­доставляется право выдвигать кандидатуры для выбора уполномоченных.

Осуществляя общественный контроль за охраной труда, уполно­моченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными организациями или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государст­венными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда, предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополни­тельные социальные гарантии на условиях, определенных коллектив­ным договором или совместным решением работодателя и представитель­ных органов работников.

В соответствии с п. 5.4. Рекомендаций и ч. 12 статьи 13 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" гарантии прав уполномо­ченных

предусматриваются в коллективных договорах путем включения обязательств, обеспечивающих нормальные условия функционирова­ния профсоюзной организации и ее уполномоченных.

Уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда избирает­ся открытым голосованием т общем профсоюзном собрании работни­ков предприятия и структурного подразделения на срок полномочий вы­борного профсоюзного органа.

На предприятии из членов профсоюзного комитета избирается старший уполномоченный по охране труда. В каждом структурном подразделении избираются уполномоченные профсоюзного комитета по охране труда.

Старший уполномоченный и уполномоченные структурных подраз­делений избираются в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

В случае образования на предприятии комиссии по охране труда и окружающей среды при профсоюзном комитете, ее возглавляет стар­ший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда, он же является членом профсоюзного комитета.

Старший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда координирует работу уполномоченных по охране труда предприятия.

Основными задачами уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда являются:

-  содействие созданию на предприятии (в структурном подразделе­нии) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требова­ниям норм и правил по охране труда и экологической безопасности;

- осуществление контроля за состоянием охраны труда и экологи­ческой безопасности на предприятии (в структурном подразделении), за соблюдением законных прав и интересов работников по этим проблемам;

- представление интересов работников в государственных и обще­ственных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работода­телем обязательств, установленных коллективными договорами или со­глашениями;

- консультирование работников по вопросам охраны  труда и эко­логической безопасности, оказание им помощи по защите их прав.

На уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда возла­гаются следующие обязанности:

- осуществление контроля за соблюдением работодателями требова­ний законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и экологической безопасности, за соблюдением работниками тре­бований инструкций по охране труда, применением ими средств инди­видуальной защиты (использование специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содер­жание их в чистоте и порядке);

- участие (в качестве представителей работников) в работе комис­сий по проведению проверок и обследованию технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиля­ционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

-  участие в разработке мероприятий по предупреждению несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучше­нию условий труда работников;

-  осуществление контроля за своевременным сообщением руково­дителем структурного подразделения (работ) о происшедших несчаст­ных случаях на производстве, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые ра­боты и работы с вредными или опасными условиями труда;

-   участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного слу­чая на производстве;

- участие, по поручению профсоюзного комитета, в расследовании несчастных случаев на производстве;

- информирование работников структурного подразделения о выяв­ленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий труда на предприятии (в своих подразделениях), про­ведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам ох­раны труда и экологической безопасности.

Для выполнения возложенных на него обязанностей, уполномочен­ный профсоюзного комитета по охране труда имеет право:

- контролировать на предприятии или в структурном подразделении соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды;

- проверять выполнение мероприятий по охране труда и экологиче­ской безопасности, предусмотренных коллективными договорами, со­глашениями, результатами расследования несчастных случаев;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;

-  получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих структурных подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве;

- предъявлять требования должностным лицам о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

-  выдавать руководителям предприятия или структурного подразде­ления обязательные к рассмотрению представления об устранении вы­явленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых ак­тов по охране труда и окружающей среды;

-  обращаться в соответствующие органы с предложениями о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в наруше­нии нормативных требований по охране труда и окружающей среды, со­крытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или со­глашениями;

- вносить в совместные комитеты (комиссии) по охране труда и ок­ружающей среды предложения о степени вины потерпевшего при сме­шанной ответственности сторон за несчастный случай, для определения вреда (ущерба), причиненного работнику увечьем или иным повреждени­ем здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

- защищать интересы пострадавшего от несчастного случая на про­изводстве при рассмотрении дел в суде и других государственных органах;

- участвовать в переговорах, проводимых на предприятии при за­ключении коллективного договора и соглашения по охране труда и ок­ружающей среды.

Положением установлено, что работодатель в соответствии с кол­лективным договором обязан создавать необходимые условия для рабо­ты уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда:

-  обеспечивать его правилами, инструкциями, другими норматив­ными и справочными материалами по охране труда и экологической безо­пасности за счет средств предприятия;

-  предоставлять для выполнения возложенных на него обязанностей не менее 2-х часов рабочего времени в неделю с оплатой за счет средств предприятия в размере среднего заработка;

-  проводить совместно с профсоюзным комитетом обучение уполно­моченных по охране труда с сохранением им среднего заработка.

В соответствии со статьями 25, 26 и 27 Федерального закона "О про­фессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" упол­номоченному установлены следующие социальные гарантии:

- уполномоченный по охране труда, не освобожденный от основной работы, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, пере­веден на другую работу или уволен по инициативе работодателя без пред­варительного согласия профсоюзного комитета;

- уполномоченный по охране труда, освобожденный от основной ра­боты или являющийся членом профсоюзного комитета, не может быть уволен и переведен на другую работу без согласования с вышестоящим профсоюзным органом;

-  ему предоставляется право после окончания срока его полномочий занять прежнее место работы (должность), а при ее отсутствии вы­брать с его согласия другую равноценную работу в другой организации;

- он не может быть уволен в течение двух лет после его переиз­брания;

-  ему сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев в случае ликвидации (реорганизации) предприятия и на период до одного года в случае его учебы или переквалификации;

- он пользуется правами и льготами, установленными коллективны­ми договорами, соглашением его первичной организации, наравне с осво­божденными профсоюзными работниками;

- время его работы засчитывается в общий и специальный стаж;

-  за активную добросовестную работу, способствующую предупреж­дению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний, улучшению условий труда на рабочих местах, уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда может быть материально и мо­рально поощрен из средств предприятия или профсоюзного комитета.

Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, ус­тановленном законодательством.

 

Совместные комитеты (комиссии) по охране труда

Одним из основных звеньев в организации работы по созданию здо­ровых и безопасных условий труда непосредственно на предприятиях, обеспечивающих активное участие в ней работников, их полномочных представителей и представительных организаций, являются совмест­ные комитеты (комиссии) по охране труда.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федера­ции об охране труда совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работода­телей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, создаются в целях организации сотрудниче­ства по охране труда работодателей, работников и их представителей.

Министерство труда Российской Федерации разработало и своим По­становлением от 12 октября 1994 года № 64 утвердило "Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреж­дениях и организациях с численностью работников более 10 человек".

Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

В соответствии с пунктом 2 Рекомендаций задачами комитета являются:

- разработка на основе предложений сторон программы совмест­ных действий работодателей, профессиональных союзов и иных уполно­моченных работниками представительных органов по улучшению усло­вий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

-   рассмотрение   предложений   по  разработке   организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подго­товки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда;

-  анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда;

-  информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенса­циях и льготах.

Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном реше­нии работодателей и уполномоченных работниками представительных ор­ганов.

Для выполнения поставленных задач рекомендуется возлагать на ко­митет:

-  рассмотрение предложений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии и выработку рекомендаций, отвечающих требованиям со­хранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- рассмотрение результатов обследования состояния условий и ох­раны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, участие в проведении обследований по обращениям работников и выработку в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

         - изучение причин производственного травматизма и профессио­нальных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовку информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии;

- анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по усло­виям труда, участие в подготовке подразделений и предприятия в целом к проведению обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;

-  участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда пред­приятия;

-  содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

-  изучение состояния и использования санитарно-бытовых помеще­ний и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников спе­циальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индиви­дуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечеб­но-профилактического питания;

-  оказание содействия работодателю в организации на предпри­ятии обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведения своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда;

- участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии, по­вышению ответственности работников за соблюдение требований по ох­ране труда.

Для осуществления возложенных функций комитету предоставлено право:

- получать от работодателя и службы охраны труда предприятия информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производствен­ного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов;

- заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспече­нию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюде­ния гарантий права работников на охрану труда;

- участвовать в работе по формированию мероприятий коллектив­ного договора или соглашения по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета;

-  вносить предложения работодателю о привлечении к дисципли­нарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привле­чении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

-  вносить предложения о моральном и материальном поощрении работников трудового коллектива за активное участие в работе по созда­нию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.

Отраслевые профсоюзы совместно с министерствами (ведомства­ми), а также профсоюзные комитеты и администрация предприятий могут, на основании Рекомендаций Минтруда РФ, принимать свои Положения о совместных комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом осо­бенностей отрасли или предприятия, специфики форм собственности и хозяйственной деятельности.

При профкомах (по их решению) могут, как и ранее, создаваться ко­миссии по охране труда и окружающей среды, основными задачами ко­торых являются:

-  организация и осуществление контроля за соблюдением законных прав и интересов работников-членов профсоюза в области охраны труда и окружающей среды;

- принятие необходимых мер по устранению нарушений законода­тельства об охране труда и окружающей среды;

- организация и координация работы уполномоченных (доверен­ных лиц) профкома в осуществлении ими контроля за состоянием усло­вий и охраны труда на производстве, соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды, выполнением предусмотренных кол­лективным договором или соглашением по охране труда мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- организация периодических проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, включая состояние радиационной обстановки (на радиоактивно загрязненных тер­риториях), выдача руководителям обязательных к рассмотрению пред­ставлений об устранении выявленньх нарушений;

-  определение степени вины пострадавшего при смешанной ответ­ственности для определения размера возмещения вреда (ущерба), причи­ненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с испол­нением им трудовых обязанностей;

- анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профзаболеваний, оценка эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовка предложений по их

улучшению;

-  участие в организации обучения уполномоченных (доверенных лиц) и членов совместного комитета (комиссии по охране труда);

- внесение в коллективный договор и в соглашение по охране труда предложений по улучшению условий труда и состояния окружающей среды,     выделению  на  эти  мероприятия  необходимых  финансовых средств.

Комиссию возглавляет старший уполномоченный (доверенное ли­цо) профкома по охране труда, он может быть и заместителем председа­теля или членом профкома.

 

 

                              Административно - общественный контроль

На некоторых предприятиях Москвы продолжает осуществляться ад­министративно-общественный (трехступенчатый) контроль за со­стоянием условий труда на производственных участках, цехах и в целом на предприятии.

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия и масштабов его подразделений административно-общественный контроль за состоянием охраны труда производится:

- на первой ступени - на участке цеха, в смене или бригаде;

- на второй ступени - в цехе, на производстве или участке предприятия;

- на третьей ступени - на предприятии в целом.

Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия (работодатель) и руководитель профсо­юзного комитета предприятия.

Контроль на первой ступени проводится ежедневно руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальни­ком смены) совместно с уполномоченным (доверенным лицом) по охра­не труда профессионального союза или трудового коллектива.

На первой ступени рекомендуется проверять:

- выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

- состояние условий труда на каждом рабочем месте;

- безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и

транспортных средств;

-  состояние электробезопасности и соблюдение работниками пра­вил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроин­струментом;                                                                                 .

- соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;

- исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

- наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

-  наличие и правильность использования работающими средств ин­дивидуальной защиты и др.

Намечаются мероприятия по устранению выявленных при провер­ках нарушений и недостатков, определяются сроки и ответственные за их исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен сообщить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

Результаты проверки заносятся в Журнал первой ступени контроля, который должен храниться у руководителя участка.

Контроль на второй ступени проводится комиссией, возглавляемой начальником цеха, производства и уполномоченным по охране труда структурного подразделения не реже двух раз в месяц. В состав комис­сии входят руководители (представители) технических служб подразде­ления (служба технолога, механика, энергетика и др.), специалист служ­бы охраны труда предприятия и медицинский работник предприятия, за­крепленный за подразделением (при его наличии).

На второй ступени контроля проверяются:

- организация и результаты работы первой ступени контроля;

-  выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступени контроля;

- выполнение приказов и распоряжений по вопросам охраны труда руководителей предприятия и подразделения, решении профсоюзного ко­митета;

- выполнение предписаний органов государственного надзора и кон­троля и представлений органов общественного контроля;

-  выполнение мероприятий, разработанных по результатам рассле­дования несчастных случаев;

-  исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нор­мативных правовых актов по охране труда;

-   соблюдение  графиков  планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов работы;

-  состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

- наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожар­ных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

-  своевременность и качество проведения инструктажей работни­ков по охране труда;

-  наличие и правильность использования работающими средств ин­дивидуальной защиты;

- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств. Результаты проверки заносятся в Журнал второй ступени контроля,

который должен храниться у начальника цеха. Комиссия намечает мероприятия, а начальник цеха назначает сроки исполнения и ответственных.

Контроль за выполнением намеченных мероприятий осуществляю! специалист службы охраны труда предприятия (член комиссии) уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда.

Контроль на третьей ступени проводится комиссией, возглавлю мой работодателем (руководителем предприятия) или главным инженером предприятия и председателем профсоюзного комитета предприятия не реже одного раза в квартал (как правило, один раз в месяц).

В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда (руководитель службы охраны труда), старший уполномочен­ный профсоюзного комитета по охране труда, руководители техниче­ских служб предприятия.

На третьей ступени проверяются:

- организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

-  выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными до­

говорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

- выполнение мероприятий, разработанных по результатам рассле­дования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

- техническое состояние и содержание зданий, сооружений, поме­щений, цехов и прилегающих к ним территорий в соответствии с требова­ниями нормативных правовых актов по охране труда;

-  выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора и контроля и представлений органов общественного контроля;

- обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

- организация проведения обучения и инструктажей работников и специалистов по охране труда.

Результаты проверок оформляются актом и обсуждаются на совеща­нии руководителя предприятия с участием профсоюзного актива, а при необходимости - с приглашением органов государственного надзора и контроля.

На совещании заслушиваются руководители производств, цехов, уча­стков, на которых выявлено неудовлетворительное состояние условий и охраны труда и нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда.

Проведение совещания оформляется протоколом, а руководитель предприятия издает приказ.

 

 

 


Печать
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"