ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФСОЮЗОВ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ОХРАНЫ ТРУДА
Правовые основы профсоюзной деятельности заложены Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Основами
законодательства РФ об охране труда, Законом РФ "О коллективных договорах
и соглашениях" от 11 марта 1992 г. № 2491-1 (в редакции
Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ), Федеральным законом
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, Законом города Москвы "О
социальном партнерстве" от 22 октября 1997 г. № 44 и
другими нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии с Уставом МФП, утвержденным
Московской городской межсоюзной конференцией профсоюзов 15 декабря 1990 года (с
изменениями и дополнениями от 17 февраля 1994 г., от 22 июня 1995 г. и 30
ноября 1995 г.), основными направлениями деятельности МФП
является работа по заключению соглашений с правительством
и предпринимателями г. Москвы, другими органами и организациями и осуществление
контроля за их реализацией, а также координация действий
членских организаций по вопросам проведения политики в области заработной
платы, ценообразования, занятости, охраны труда, экологии,
заключения коллективных договоров и соглашений.
В Трудовом Кодексе РФ (статья 212)
указывается, что работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск представителей
общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в
организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ ( статья 218) в состав комитета
(комиссии) по охране труда входят представители профсоюзов или
иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии
по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются представители профсоюзного органа
или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности" наделяет профсоюзы
полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов
по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом
отношений, а также коллективные права и интересы всех
работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы
наделены такими полномочиями в установленном порядке. Это право профсоюзов
подтверждено Законом Российской Федерации от II марта 1992 г. № 2490-1 "О
коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона
от 24.11.95 № 176-ФЗ).
Эти законы устанавливают право профсоюзов, их
объединений, первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение
коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и
соглашений от имени работников.
Эти важные правовые нормы, как правило, отражены в
уставах профсоюзов и положениях о первичных профсоюзных
организациях. Тем самым предотвращены
конфликты в части правомочности профсоюзов представлять и защищать интересы работников
независимо от их членства в профсоюзах.
Закон о коллективных договорах и соглашениях предоставляет
право на ведение коллективных переговоров и иным уполномоченным работниками
представительным органам, при этом профсоюзы имеют право выступать с инициативой
о начале коллективных переговоров.
Профсоюзы наделены правом осуществлять контроль за выполнением
коллективных договоров или соглашений.
Статья 14 Федерального закона "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" дает
профсоюзам право участвовать в урегулировании коллективных трудовых
споров. Они могут участвовать в рассмотрении трудовых споров,
связанных с нарушением законодательства об охране труда, с
изменением условий труда, невыполнением обязательств, установленных коллективными
договорами или соглашениями по охране труда.
К сфере охраны труда относятся трудовые споры по вопросам условий
труда, предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых
условиях труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты и другим вопросам,
включенным в коллективный договор. В случае возникновения коллективного
трудового спора профсоюзы могут выступать в качестве представителей работников
и защищать их права, вырабатывать требования работников, предъявлять их
работодателю, участвовать в рассмотрении требований.
Профсоюзный комитет имеет право по просьбе члена профсоюза,
других работников, а также по собственной инициативе обращаться для защиты трудовых
прав работников в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры (разногласия
между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных
нормативных правовых актов об охране труда и условий трудового договора).
Здесь рассматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с
производственной травмой и профессиональным заболеванием, изменение условия
труда, несоблюдение требований охраны труда на рабочем месте и т.д.
При разрешении индивидуальных трудовых споров
права профсоюза отражены в статьях 384, 385, 387, 391 Трудового Кодекса РФ.
Так, при образовании комиссии по трудовым спорам представители работников могут делегироваться представительным
органами работников с последующим утверждением
на общем собрании (конференции)
работников.
Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции РФ лишило
профсоюзы права законодательной инициативы, однако в соответствии со статьей
11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности" они сохранили возможность участвовать
в законотворческой и нормотворческой работе в социально-трудовой сфере. Профсоюзы
могут подготавливать предложения в проекты законодательных и
иных нормативных правовых актов, участвовать в предварительных консультациях»
экспертизе проектов законов и других нормативных правовых актов и их согласовании.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам
предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по
вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке
нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда,
профессиональных заболеваний и экологической безопасности,
Федеральный закон "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Основы
законодательства Российской Федерации об охране труда утверждают право
профессиональных союзов осуществлять общественный контроль за
соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Для осуществления контрольных функций профсоюзы правомочны создавать
свои инспекции (правовую и техническую).
Эти законы предоставляют определенные полномочия членам
профсоюзных органов предприятий и вышестоящих профсоюзных органов, а также
другим правомочным представителям этих органов. При осуществлении
контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда они имеют
право посещать и осматривать организации любых
организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные
подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза,
требовать и получать от руководителей и иных должностных лиц
предприятия, учреждения, организации соответствующие документы, сведения
и объяснения, информацию о состоянии условий и охраны труда, а также
обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на
производстве.
Право на информацию является одним из важнейших прав
профсоюзов. Статья 17 Федерального закона "О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы вправе бесплатно
и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов,
ассоциаций), органов государственной власти и органов местного
самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную
информацию с приглашением представителей работодателей, их
объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и
органов местного самоуправления,
На основании Федерального закона "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзные
органы в организациях, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать
от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и
здоровью работников, и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию
труда для принятия неотложных мер. Основы законодательства
Российской Федерации об охране труда уточняют, что представления
профсоюзных органов об устранении выявленных нарушений являются для работодателя
обязательными к рассмотрению.
При невыполнении требований по устранению нарушений,
особенно в случаях проявления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников,
профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать
от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления
работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией
труда. Работодатель, должностное лицо обязан незамедлительно выполнить такое
требование.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные органы имеют право обращаться
в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности
должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательных
и иных Нормативных правовых актов по охране труда, сокрытии фактов
несчастных случаев на производстве. Эти организации обязаны в месячный срок
сообщить профсоюзному органу о принятых мерах.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности" предоставляет профсоюзам полномочия
участвовать в экспертизе безопасности условий труда на
проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также
в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда представители
профсоюзов правомочны принимать участие в работе комиссий по испытаниям и
приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в
качестве независимых экспертов.
Представители профсоюзов имеют право участвовать в
расследовании несчастных случаев на производстве и проводить их самостоятельное
расследование.
Итак, профсоюзы законодательно наделены следующими правами
в области обеспечения охраны труда:
Права профсоюзов
|
Правовая основа
|
Право
граждан на объединение в профессиональные союзы
Право на
содействие со стороны государственных органов, организаций в деятельности
профсоюзов
Право
представлять интересы членов профсоюза по вопросам труда и другим
социально-экономическим вопросам
Право
ведения коллективных переговоров и заключения соглашения или коллективного
договора от имени всех работников. Право выступать с инициативой о начале
коллективных переговоров
Право
контролировать выполнение требований колдоговоров и
соглашений
|
Конституция
РФ статья 30,
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
статья 2
Указ
Президента РФ от 26 октября 1991 г. № 162 "Об обеспечении прав профессиональных
союзов в условиях перехода к рыночной экономике"
Трудовой
Кодекс РФ, статья 29
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статьи 11 и 23
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статья 13
Закон РФ
"О коллективных договорах и соглашениях", статьи 6,11,12
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статья 13
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
|
Право на
участие в урегулировании трудовых споров
Право
осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде
и об охране
труда
Право
создавать свои инспекции для осуществления контрольных функций
Право
осуществлять общественный контроль за обеспечением социального страхования
работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний
Право
создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на
паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных
союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов
Право
участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в области охраны
труда
|
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",статьи
14,23
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статьи 19 и 20
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статьи 19 и 20
Федеральный
закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, статья 26
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 8
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статьи 11, 20
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
|
Право
принимать участие в формировании государственных программ по вопросам охраны
труда и экологии
Право
посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и другие места работы на
предприятии, в учреждении, организации, где работают члены этого профсоюза
Право на
получение информации
Право на
обсуждение полученной информации с приглашением представителей работодателей,
их объединений, органов управления организацией, органов государственной
власти и органов местного самоуправления
Право
вносить в соответствующие организации предложения о привлечении к ответственности
должностных лиц, которые нарушают требования законодательных и иных нормативных
правовых актов по охране труда
Право
участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе),
проводить самостоятельное расследование
Право
требовать от работодателя
немедленного
устранения нарушений,
угрожающих
жизни и здоровью работников, и одновременно обращаться в Федеральную
инспекцию труда для принятия неотложных мер.
Право
требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного
лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения
Федеральной инспекцией трудя при невыполнении требований по устранению нарушений,
особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников
Право
участвовать в экспертизе
безопасности
условий труда на
проектируемых,
строящихся и
эксплуатируемых
производственных
объектах,
а также в экспертизе
безопасности
проектируемых и
эксплуатируемых
механизмов и
инструментов
Право
проводить независимую
экспертизу
условий труда и
обеспечения
безопасности работников
Право
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию
производственных объектов и средств производства в качестве независимых
экспертов
|
Федеральный
закон
"О
профессиональных союзах, их
правах и
гарантиях деятельности",
статья
20
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статья 20
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статья 17
Федеральный
закон
"О
профессиональных союзах, их
правах и
гарантиях деятельности",
статья
17
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статья 20
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статья 20
Основы
законодательства РФ об охране труда статья 25
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статья 20
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
Федеральный
закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статья 20
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
Основы
законодательства РФ об охране труда, статья 25
|
Техническая инспекция труда
Московской Федерации профсоюзов
Законодательство наделяет профессиональные союзы правом осуществлять
надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Статья
20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности" гласит, что профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за
состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы,
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные
инспекции труда по охране труда, действующие на основании положений,
утвержденных профсоюзами.
Техническая инспекция труда МФП осуществляет свою деятельность в
соответствии с Положением о технической инспекции труда МФП, утвержденным
Постановлением Президиума МФП от 22 августа 1996 года № 4-5. Оно разработано на
основе Положения о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов), утвержденного
Постановлением Исполкома Генсовета ФНПР от 30 мая 1996 года № 3-8.
Техническая инспекция труда МФП состоит из технических
(главных технических) инспекторов труда МФП и отраслевых профсоюзов.
Положением определены основные направления
деятельности технической инспекции труда МФП, ее права и обязанности, в
том числе по проведению профсоюзного контроля за соблюдением законных прав и
интересов работников в области охраны труда и окружающей среды на
предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от форм собственности и
организационно-правовых форм.
Положением установлено, что техническая инспекция труда профсоюзов:
- независима и самостоятельна в своих оценках состояния условий и охраны
труда на производстве и экологической безопасности;
- взаимодействует в своей работе с профсоюзным и
другим общественным активом, включая союзы специалистов по охране
труда, организации ученых, общественных уполномоченных (доверенных лиц) по охране
труда и совместные комитеты (комиссии) по охране труда, оказывает помощь
профсоюзным комитетам и профсоюзному активу по охране труда;
- осуществляет
деятельность в контакте с органами государственного
управления, надзора и контроля в области охраны труда, правоохранительными
и другими специально уполномоченными органами.
Техническая инспекция труда МФП и отраслевых
профобъединений принимает участие в:
- разработке предложений в раздел "Охрана
труда и экологическая безопасность" трехстороннего соглашения между
московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями промышленников
и предпринимателей и Правительством Москвы и осуществлении контроля за
их выполнением; разработке предложений по вопросам охраны труда и
экологической безопасности в соглашениях на отраслевом, городском и федеральном
уровнях;
- разработке,
совместно с профобъединениями,
и согласовании нормативных актов по охране труда и экологии, принимаемых
на уровне г. Москвы и федеральном уровне;
- разработке основных
принципов и направлений политики в области охраны труда и экологии в
г. Москве и на федеральном уровне, определении мер по их реализации; внесении
предложений по совершенствованию системы управления охраной труда,
надзора и контроля за охраной труда и экологической безопасностью на
отраслевом и региональном уровнях;
- проведении совместно с профсоюзным активом,
органами исполнительной власти г. Москвы, Государственной инспекцией труда по
г. Москве согласованных действий по реализации основных
принципов и направлений государственной политики в области охраны труда и
окружающей среды, планов и программ улучшения условий труда;
- информировании отраслевых профсоюзных
объединений о новых законодательных и нормативных актах по охране труда и
окружающей среды и изменениях к ним; информировании ФНПР
и отраслевых профсоюзных объединений о законодательных и нормативных актах по
охране труда и окружающей среды, принимаемых в Москве;
- осуществлении связи с органами средств
массовой информации в целях пропаганды передового опыта в области
охраны труда и экологии и информирования населения г. Москвы о состоянии
условий и охраны труда и окружающей среды;
- осуществлении методического
руководства и координации деятельности технических инспекций (технических
инспекторов) отраслевых профобъединений;
- организации обучения
и повышения квалификации технических (главных технических) инспекторов
труда профсоюзов;
- оказании методической
и консультационной помощи профсоюзным комитетам предприятий, их комиссиям,
уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда по вопросам охраны труда и
экологии, в том числе при разработке и заключении коллективных договоров
и соглашений;
- проведении,
совместно с профсоюзным активом, контроля правильности расходования
средств, выделяемых на охрану труда и окружающей среды по
коллективным договорам и соглашениям, а также средств общественных
фондов по охране труда;
- контроле правильности и обоснованности предоставления
льгот и компенсаций за работу при воздействии вредных и опасных
производственных факторов и их соответствия действующему
законодательству;
- представлении интересов работников по исковым
заявлениям в суде в защиту прав работников на охрану труда и окружающей
среды.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов порядок
обслуживания предприятий профсоюзной технической инспекцией устанавливается
на основе мнения трудового коллектива и первичных организаций предприятия и
соглашения между соответствующими профсоюзными органами.
Технические (главные технические) инспекторы труда должны
иметь высшее техническое образование и стаж практической работы
по специальности не менее трех лет. Они проходят специальное
обучение и периодически повышают квалификацию.
Технические (главные технические)
инспекторы труда имеют право:
- беспрепятственно (по предъявлению удостоверения
установленного образца) посещать организации независимо от форм
собственности и организационно-правовых форм, их структурные подразделения,
рабочие места, где работают члены данного профсоюза, для
осуществления профсоюзного контроля за соблюдением требований
законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей
среды, проверки состояния условий, охраны труда, выполнения
мероприятий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, в том
числе финансирования мероприятий по охране труда;
- осуществлять выдачу
работодателям обязательных к рассмотрению представлений об
устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда и окружающей
среды;
- предъявлять работодателю требования о
приостановлении работ в цехах, других приравненных к ним
подразделениях, на производственных участках и рабочих местах, если
продолжение этих работ создает непосредственную угрозу жизни или
здоровью работающих;
- осуществлять
контроль за состоянием производственной санитарии,
санитарно-бытовых помещений, своевременным обеспечением в
соответствии с установленными нормами работающих спецодеждой, спецобувью
и другими средствами индивидуальной защиты;
- участвовать
в экспертизе безопасности условий труда на предприятиях,
строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе
обеспечения экологической безопасности на предприятии;
- принимать участие в подготовке материалов и предложений на
выдачу работодателям (лишение их) лицензий
и сертификатов на соответствие находящихся в их ведении
предприятий и объектов требованиям охраны труда и окружающей среды;
- принимать участие в расследовании несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также
осуществлять самостоятельное их расследование, давать заключения
о возмещении вреда, вызванного несчастными случаями и профессиональными
заболеваниями;
- обращаться в
соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных
лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии
фактов несчастных случаев на производстве;
- получать необходимую информацию от
руководителей, должностных лиц и специалистов предприятий о состоянии условий
и охраны труда, экологической безопасности, а также обо всех подлежащих
регистрации несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и
приемке в эксплуатацию производственных объектов,
средств производства и транспортных средств в качестве
членов комиссий и независимых экспертов;
- проверять
организацию обучения и инструктажа работающих по охране труда;
- принимать участие
в разработке и согласовании нормативных актов по охране труда и
окружающей среды.
В соответствии со своими правами технические (главные технические)
инспекторы труда:
- защищают интересы и законные права работников обслуживаемых
предприятий на здоровые и безопасные условия труда, на получение компенсаций
и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями
труда, на возмещение вреда, причиненного здоровью работников
увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным
с исполнением ими трудовых обязанностей;
- расследуют с участием профсоюзного актива и
представителей работодателя случаи отказов трудящихся от выполнения
работ в связи с неблагополучными условиями труда, а также случаи
расторжения трудовых договоров (контрактов) по указанной причине;
- оказывают помощь членам профсоюза и
профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные
органы в защиту законных прав работников в области охраны труда и
окружающей среды и представляют их интересы в судебных инстанциях при
нарушении работодателями законодательства об охране труда и окружающей среды и
ущемлении прав работников в этой области;
- вносят в
соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложения по
улучшению условий и охраны труда, экологической безопасности
работающих, а также о применении к должностным лицам экономических
санкций за допущенные нарушения законодательства об охране труда и
окружающей среды.
Уполномоченные (доверенные) лица профсоюза
по охране труда
Основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно
в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица профсоюза
по охране труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди
работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять
постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных
нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда, а также
контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.
Основами законодательства РФ об охране
труда определено, что
уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или
трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными
государственным органом управления охраной труда. Такие рекомендации были
подготовлены и утверждены Постановлением Министерства труда Российской
Федерации от 8 апреля 1994 года № 30. На основе Рекомендаций по организации работы
уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или
трудового коллектива было разработано Типовое положение об
уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда, утвержденное
постановлением Исполкома Генсовета ФНПР от 30 мая 1996 г. № 3-8.
В этих документах подчеркнуто, что институт уполномоченных
создается для организации общественного контроля за соблюдением
законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях
всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности,
ведомственной подчиненности и численности работников. Особая роль отведена профсоюзам,
которые могут, наряду с другими уполномоченными работниками представительными
органами или трудовыми коллективами, организовывать выборы уполномоченных в
структурных подразделениях или на предприятии в целом.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных
уполномоченных работниками представительных органов - каждому из них предоставляется
право выдвигать кандидатуры для выбора уполномоченных.
Осуществляя общественный контроль за охраной труда, уполномоченные
организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных
участков, выборными профсоюзными организациями или иными уполномоченными
работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими
службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и
инспекцией профсоюзов.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для
работы уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда,
предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать
дополнительные социальные гарантии на условиях, определенных
коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных
органов работников.
В соответствии с п. 5.4. Рекомендаций и ч. 12
статьи 13 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" гарантии
прав уполномоченных
предусматриваются
в коллективных договорах путем включения обязательств,
обеспечивающих нормальные условия функционирования профсоюзной
организации и ее уполномоченных.
Уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда
избирается открытым голосованием т общем профсоюзном собрании
работников предприятия и структурного подразделения на срок полномочий выборного
профсоюзного органа.
На предприятии из членов профсоюзного комитета избирается старший
уполномоченный по охране труда. В каждом структурном
подразделении избираются уполномоченные профсоюзного комитета по
охране труда.
Старший уполномоченный и уполномоченные структурных подразделений
избираются в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда предприятия.
В случае образования на предприятии комиссии по
охране труда и окружающей среды при профсоюзном комитете, ее
возглавляет старший уполномоченный профсоюзного комитета по охране
труда, он же является членом профсоюзного комитета.
Старший уполномоченный профсоюзного комитета по охране
труда координирует работу уполномоченных по охране труда предприятия.
Основными задачами уполномоченного
профсоюзного комитета по охране труда являются:
- содействие
созданию на предприятии (в структурном подразделении) здоровых и
безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по
охране труда и экологической безопасности;
- осуществление контроля за состоянием охраны труда и
экологической безопасности на предприятии (в структурном подразделении),
за соблюдением законных прав и интересов работников по этим проблемам;
- представление интересов работников в
государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров,
связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем
обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями;
- консультирование работников по вопросам
охраны труда и экологической
безопасности, оказание им помощи по защите их прав.
На уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда
возлагаются следующие обязанности:
- осуществление контроля за
соблюдением работодателями требований законодательных и иных нормативных
правовых актов по охране труда и экологической безопасности, за
соблюдением работниками требований инструкций по охране труда, применением
ими средств индивидуальной защиты (использование специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению
и содержание их в чистоте и порядке);
- участие (в качестве представителей
работников) в работе комиссий по проведению проверок и обследованию
технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и
механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности
работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и
санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты
работников и разработке мероприятий по устранению выявленных
недостатков;
- участие в
разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
- осуществление контроля
за своевременным сообщением руководителем структурного подразделения
(работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением
норм рабочего времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и
льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями
труда;
- участие в
организации первой помощи (а после соответствующего обучения -
оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;
- участие, по поручению профсоюзного
комитета, в расследовании несчастных случаев на производстве;
- информирование работников структурного
подразделения о выявленных нарушениях требований безопасности при
проведении работ, состоянии условий труда на предприятии (в своих
подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по
вопросам охраны труда и экологической безопасности.
Для выполнения возложенных на него обязанностей, уполномоченный
профсоюзного комитета по охране труда имеет право:
- контролировать на предприятии или в
структурном подразделении соблюдение требований законодательных и иных
нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды;
- проверять выполнение мероприятий по охране
труда и экологической безопасности, предусмотренных коллективными
договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных
случаев;
- принимать участие в работе комиссий по
испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;
- получать
информацию от руководителей и иных должностных лиц своих структурных
подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших
несчастных случаях на производстве;
- предъявлять требования должностным лицам о
приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью
работников;
- выдавать руководителям
предприятия или структурного подразделения обязательные к рассмотрению
представления об устранении выявленных нарушений законодательных и
иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды;
- обращаться в
соответствующие органы с предложениями о привлечении к
ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных
требований по охране труда и окружающей среды, сокрытии фактов несчастных
случаев на производстве;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных
с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда,
обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями;
- вносить в совместные комитеты (комиссии) по
охране труда и окружающей среды предложения о степени вины потерпевшего при
смешанной ответственности сторон за несчастный случай, для определения вреда
(ущерба), причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья,
связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- защищать интересы пострадавшего от
несчастного случая на производстве при рассмотрении дел в суде и
других государственных органах;
- участвовать в переговорах, проводимых на
предприятии при заключении коллективного договора и соглашения по охране
труда и окружающей среды.
Положением установлено, что работодатель в
соответствии с коллективным договором обязан создавать необходимые
условия для работы уполномоченного профсоюзного комитета по охране
труда:
- обеспечивать
его правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными
материалами по охране труда и экологической безопасности за счет средств
предприятия;
- предоставлять
для выполнения возложенных на него обязанностей не менее 2-х часов
рабочего времени в неделю с оплатой за счет средств предприятия в
размере среднего заработка;
- проводить
совместно с профсоюзным комитетом обучение уполномоченных по
охране труда с сохранением им среднего заработка.
В соответствии со статьями 25, 26 и 27 Федерального закона "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" уполномоченному
установлены следующие социальные гарантии:
- уполномоченный по охране труда, не
освобожденный от основной работы, не может быть подвергнут
дисциплинарному взысканию, переведен на другую работу или уволен по инициативе
работодателя без предварительного согласия профсоюзного комитета;
- уполномоченный по охране труда, освобожденный
от основной работы или являющийся членом профсоюзного комитета, не
может быть уволен и переведен на другую работу без согласования с
вышестоящим профсоюзным органом;
- ему
предоставляется право после окончания срока его полномочий занять прежнее
место работы (должность), а при ее отсутствии выбрать с его согласия другую
равноценную работу в другой организации;
- он не может быть уволен в течение двух лет после
его переизбрания;
- ему сохраняется
средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6
месяцев в случае ликвидации (реорганизации) предприятия и
на период до одного года в случае его учебы или
переквалификации;
- он пользуется правами и льготами, установленными
коллективными договорами, соглашением его первичной организации, наравне с
освобожденными профсоюзными работниками;
- время его работы засчитывается в общий и
специальный стаж;
- за
активную добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий
труда на рабочих местах, уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда
может быть материально и морально поощрен из средств предприятия
или профсоюзного комитета.
Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение
прав уполномоченного профсоюзного комитета по охране труда или
воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.
Совместные комитеты (комиссии) по охране
труда
Одним из основных звеньев в организации работы по созданию
здоровых и безопасных условий труда непосредственно на предприятиях,
обеспечивающих активное участие в ней работников, их полномочных
представителей и представительных организаций, являются совместные
комитеты (комиссии) по охране труда.
В соответствии с Основами законодательства Российской
Федерации об охране труда совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в
которые на паритетной основе входят представители работодателей,
профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных
органов, создаются в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей,
работников и их представителей.
Министерство труда Российской Федерации разработало и своим
Постановлением от 12 октября 1994 года № 64 утвердило "Рекомендации
по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по
охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с
численностью работников более 10 человек".
Инициатором создания комитета может выступать любая
из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило,
из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального
союза или трудового коллектива.
В соответствии с пунктом 2 Рекомендаций задачами
комитета являются:
- разработка на основе предложений
сторон программы совместных действий работодателей,
профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных
органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
-
рассмотрение предложений по
разработке
организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий
для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного
договора или соглашения по охране труда;
- анализ
существующего состояния условий и охраны труда на предприятии
и подготовка соответствующих предложений в пределах
своей компетенции по решению проблем охраны труда;
- информирование
работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем
риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной
защиты, компенсациях и льготах.
Условия создания, деятельности и срок
полномочий комитета
оговариваются в
коллективном договоре или другом совместном решении работодателей
и уполномоченных работниками представительных органов.
Для
выполнения поставленных задач рекомендуется возлагать на комитет:
- рассмотрение
предложений работодателей, профессиональных союзов и иных
уполномоченных работниками представительных органов, а также работников по
созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии и выработку
рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и
здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- рассмотрение результатов обследования состояния
условий и охраны труда на рабочих местах, производственных
участках, в цехах и на предприятии в целом, участие в проведении обследований
по обращениям работников и выработку в необходимых случаях рекомендаций
по устранению выявленных нарушений;
- изучение причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности
проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовку информационно-аналитических
материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии;
- анализ хода и результатов аттестации рабочих мест
по условиям труда, участие в подготовке подразделений и
предприятия в целом к проведению обязательной сертификации постоянных рабочих
мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;
- участие в
разработке проекта бюджета фонда охраны труда предприятия;
- содействие
работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой
техники, автоматизации и механизации производственных процессов
с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых
физических работ;
- изучение
состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических
устройств, обеспечения работников специальной одеждой, специальной
обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности
их применения, предоставления лечебно-профилактического питания;
- оказание
содействия работодателю в организации на предприятии обучения
безопасным методам и приемам выполнения работ, проведения
своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда;
- участие в работе по пропаганде охраны труда
на предприятии, повышению ответственности работников за соблюдение
требований по охране труда.
Для осуществления возложенных функций комитету
предоставлено право:
- получать от работодателя и службы
охраны труда предприятия информацию о состоянии условий
труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных
заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов;
- заслушивать на своих заседаниях сообщения
работодателя (его представителей) по вопросам выполнения ими
обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих
местах и соблюдения гарантий права работников на охрану труда;
- участвовать в работе по формированию мероприятий
коллективного договора или соглашения по охране труда по
вопросам, находящимся в компетенции комитета;
- вносить предложения
работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности
работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране
труда;
- обращаться в соответствующие органы с
требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в
случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по
охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
- вносить предложения
о моральном и материальном поощрении работников трудового коллектива за
активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на
предприятии.
Отраслевые профсоюзы совместно с министерствами (ведомствами),
а также профсоюзные комитеты и администрация предприятий могут, на основании
Рекомендаций Минтруда РФ, принимать свои Положения о совместных комитетах
(комиссиях) по охране труда с учетом особенностей отрасли или
предприятия, специфики форм собственности и хозяйственной деятельности.
При профкомах (по их решению) могут, как и ранее,
создаваться комиссии по охране труда и окружающей среды, основными
задачами которых являются:
- организация и
осуществление контроля за соблюдением законных прав и интересов
работников-членов профсоюза в области охраны труда и окружающей среды;
- принятие необходимых мер по устранению нарушений законодательства
об охране труда и окружающей среды;
- организация и координация работы уполномоченных (доверенных
лиц) профкома в осуществлении ими контроля за состоянием условий и охраны
труда на производстве, соблюдением законодательства об охране труда и
окружающей среды, выполнением предусмотренных коллективным договором или
соглашением по охране труда мероприятий по предупреждению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний;
- организация периодических проверок состояния
условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в
цехах, включая состояние радиационной обстановки (на радиоактивно загрязненных
территориях), выдача руководителям обязательных к рассмотрению представлений
об устранении выявленньх нарушений;
- определение степени
вины пострадавшего при смешанной ответственности для определения
размера возмещения вреда (ущерба), причиненного увечьем или иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- анализ состояния условий труда, производственного
травматизма и профзаболеваний, оценка эффективности проводимых
мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовка предложений
по их
улучшению;
- участие в
организации обучения уполномоченных (доверенных лиц) и членов
совместного комитета (комиссии по охране труда);
- внесение в коллективный договор и в
соглашение по охране труда предложений по улучшению условий труда и
состояния окружающей среды,
выделению на эти
мероприятия необходимых финансовых средств.
Комиссию возглавляет старший уполномоченный
(доверенное лицо) профкома по охране труда, он может быть и
заместителем председателя или членом профкома.
Административно
- общественный контроль
На некоторых предприятиях Москвы продолжает осуществляться административно-общественный
(трехступенчатый) контроль за состоянием условий труда на
производственных участках, цехах и в целом на предприятии.
В зависимости от специфики производства, структуры предприятия
и масштабов его подразделений административно-общественный контроль за состоянием
охраны труда производится:
- на первой ступени - на участке цеха,
в смене или бригаде;
- на второй ступени - в цехе, на производстве
или участке предприятия;
- на третьей ступени - на предприятии в
целом.
Руководство организацией трехступенчатого контроля
осуществляют руководитель предприятия (работодатель) и руководитель
профсоюзного комитета предприятия.
Контроль на первой ступени проводится
ежедневно руководителем соответствующего участка (мастером,
начальником участка, начальником смены) совместно с уполномоченным
(доверенным лицом) по охране труда профессионального союза или
трудового коллектива.
На первой ступени рекомендуется проверять:
- выполнение мероприятий по устранению
нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
- состояние условий труда на каждом рабочем
месте;
- безопасность технологического оборудования,
грузоподъемных и
транспортных
средств;
- состояние электробезопасности
и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на
электроустановках и с электроинструментом;
.
- соблюдение правил складирования заготовок и
готовой продукции;
- исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных
отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
- наличие и соблюдение работающими инструкций по
охране труда;
- наличие и
правильность использования работающими средств индивидуальной защиты и
др.
Намечаются мероприятия по устранению
выявленных при проверках нарушений и недостатков, определяются сроки и
ответственные за их исполнение. Если недостатки, выявленные
проверкой, не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен
сообщить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
Результаты проверки заносятся в Журнал первой ступени
контроля, который должен храниться у руководителя участка.
Контроль на второй ступени проводится
комиссией, возглавляемой начальником цеха, производства и уполномоченным
по охране труда структурного подразделения не реже двух раз в
месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических
служб подразделения (служба технолога, механика, энергетика и др.), специалист
службы охраны труда предприятия и медицинский работник предприятия, закрепленный
за подразделением (при его наличии).
На второй ступени контроля проверяются:
- организация и результаты работы первой ступени
контроля;
- выполнение
мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей
ступени контроля;
- выполнение приказов и распоряжений по
вопросам охраны труда руководителей предприятия и подразделения, решении
профсоюзного комитета;
- выполнение предписаний органов
государственного надзора и контроля и представлений органов общественного
контроля;
- выполнение мероприятий,
разработанных по результатам расследования несчастных случаев;
- исправность
и соответствие производственного оборудования, транспортных
средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых
актов по охране труда;
- соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного
оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов
работы;
- состояние
охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда,
сигнальных цветов и знаков безопасности;
- наличие и исправность защитных, сигнальных и
противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных
приборов;
- своевременность и
качество проведения инструктажей работников по охране труда;
- наличие и
правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
- состояние санитарно-бытовых помещений и
устройств. Результаты проверки заносятся в Журнал второй ступени
контроля,
который
должен храниться у начальника цеха. Комиссия намечает мероприятия, а начальник
цеха назначает сроки исполнения и ответственных.
Контроль за выполнением намеченных мероприятий
осуществляю! специалист службы охраны труда предприятия (член
комиссии) уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда.
Контроль на третьей ступени проводится комиссией,
возглавлю мой работодателем (руководителем предприятия) или
главным инженером предприятия и председателем профсоюзного
комитета предприятия не реже одного раза в квартал (как
правило, один раз в месяц).
В состав комиссии входят заместитель главного инженера по
охране труда (руководитель службы охраны труда), старший уполномоченный профсоюзного
комитета по охране труда, руководители технических служб предприятия.
На третьей ступени проверяются:
- организация и результаты работы первой и второй
ступеней контроля;
- выполнение
мероприятий, предусмотренных коллективными до
говорами,
соглашениями по охране труда и другими документами;
- выполнение мероприятий, разработанных по
результатам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
- техническое состояние и содержание зданий,
сооружений, помещений, цехов и прилегающих к ним территорий в соответствии с
требованиями нормативных правовых актов по охране труда;
- выполнение приказов
и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора
и контроля и представлений органов общественного контроля;
- обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями
и устройствами;
- организация проведения обучения и инструктажей работников
и специалистов по охране труда.
Результаты
проверок оформляются актом и обсуждаются на совещании руководителя предприятия
с участием профсоюзного актива, а при необходимости - с приглашением органов
государственного надзора и контроля.
На совещании заслушиваются руководители производств, цехов,
участков, на которых выявлено неудовлетворительное состояние условий и охраны
труда и нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда.
Проведение совещания оформляется протоколом, а руководитель
предприятия издает приказ.