ГОСТ Р 22.1.01-95
Государственный стандарт Российской Федерации
Безопасность
в чрезвычайных ситуациях
Мониторинг и
прогнозирование
Основные
положения
Предисловие
1. Разработан
Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт)
Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов
Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона,
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
Внесен
Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона,
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
2. Принят и
введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560
3. Введен впервые
Содержание
1. Область
применения
2.
Нормативные ссылки
3.
Определения и сокращения
4. Основные
положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС
5. Требования
к нормативному обеспечению
6. Требования к
метрологическому обеспечению
ГОСТ Р 22.1.01-95
Государственный стандарт Российской Федерации
Безопасность в
чрезвычайных ситуациях
Мониторинг и прогнозирование
Основные
положения
Safety in emergencies.
Monitoring and forecasting.
Дата введения
1997–01–01
1. Область применения
Настоящий
стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга
состояния окружающей среды (далее – мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой
системы.
Положения
стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.
2. Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р
22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
основных понятий
ГОСТ Р
22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные
ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р
22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р
22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные
ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р
22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных
чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих
воздействий
ГОСТ Р
22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование.
Термины и определения
ГОСТ 28906-91
Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная
модель
3. Определения и сокращения
3. 1. В
настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
3.1.1.
мониторинг окружающей среды – по ГОСТ Р 22.1.02.
3.1.2. прогнозирование
чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС – по ГОСТ Р 22.1.02.
3.1.3.
метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и
организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для
достижения единства и требуемой точности измерений.
4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования
ЧС
4.1. Система
мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:
– организационной структуры;
– общей модели системы,
включая объекты мониторинга;
– комплекса технических
средств;
– моделей ситуации (моделей
развития ситуаций);
– методов наблюдений,
обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
– информационной системы.
4.1.1. Общая
модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:
– природных чрезвычайных
ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления,
установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;
– биолого-социальных
чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;
– техногенных чрезвычайных
ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;
– чрезвычайных ситуаций в
результате применения современных средств поражения: ядерного,
бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.
4.1.2.
Организационная структура в общем случае включает в себя:
– орган управления
системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);
– службу наблюдения и
контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);
– службу сбора и обработки
информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на
предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на
окружающую среду и человека;
– службу технического
обеспечения деятельности системы.
4.1.3.
Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
– обеспечивать осуществление
измерения требуемых параметров;
– обладать необходимой для
оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью,
уровнем автоматизации ( в соответствии с моделью ЧС).
4.1.4. Модели
ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:
– общее описание ситуаций в
зависимости от процесса его проявления;
– комплекс характеристик,
входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих
идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;
– критерии принятия решений.
Примечание –
При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также
перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.
4.1.5. Методы
наблюдения и контроля должны содержать:
– описание наблюдаемых
процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;
– значения наблюдаемых
параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;
– режим наблюдений-
непрерывный или периодический;
– точность измерений
наблюдаемых параметров;
– правила (алгоритм)
обработки результатов наблюдений и форму их представления.
4.1.6. Методы
прогнозирования ЧС включают:
– описание прогнозируемых
процессов, явлений;
– перечень исходных данных
для прогнозирования;
– правила оценки
репрезентативности исходных данных;
– алгоритм прогноза (включая
оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому
обеспечению;
– перечень выходных данных.
4.1.7.
Информационная система мониторинга представляет собой распределенную
автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть
центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными,
подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.
Система должна
строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых
систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными
прикладными задачами.
Система должна
обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный
доступ абонентам.
Информационная
система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое,
математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое
обеспечение.
4.2. В
зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять
уровней (ступеней) мониторинга:
– глобальный;
– национальный;
– региональный;
– местный;
– локальный.
Каждый
нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный
уровень.
5. Требования к нормативному обеспечению
5.1.
Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС
включает:
– законодательные акты;
– нормативные документы по
стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;
– нормативные документы,
положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного
управления.
5.2. Объектами
нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и
прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.
5.3. В состав
комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие
которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности,
а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы
разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или
при необходимости установить специфические требования.
6. Требования к метрологическому обеспечению
6.1.
Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в
целях получения результатов измерений и контроля, использование которых
исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или
получить неверный управляющий сигнал в системах управления.
6.2.
Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть
основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении
единства измерений", законодательных актах, стандартах и других
нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений.
6.3.
Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров,
полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и
устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).
6.4.
Требования к точности изменений устанавливают, исходя из необходимости
исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение
о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве
нормальных (фоновых), допустимых и критических.
Ключевые слова:
безопасность, чрезвычайная ситуация, мониторинг, прогнозирование, система
мониторинга и прогнозирования, уровни мониторинга, основные элементы системы
мониторинга, модель системы мониторинга, модели ситуаций, методы наблюдения и
контроля, методы прогнозирования, информационная система мониторинга,
нормативное обеспечение мониторинга и прогнозирования, метрологическое
обеспечение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций