Типовая
инструкция
по
охране труда для официанта ТИ Р М-043-2002
(утв. постановлением Минтруда РФ от 24 мая
2002 г. N 36)
Инструкция
вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
1.
Общие требования безопасности
1.1. На
основании настоящей типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране
труда для официанта с учетом условий его работы в конкретной организации.
1.2. На
официанта могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы
(повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенное значение напряжения в
электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; острые кромки,
заусенцы и неровности поверхностей инструмента, инвентаря, посуды, приборов;
физические перегрузки; нервно-психические перегрузки).
1.3.
Официант извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации,
угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на
производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении
признаков острого заболевания.
1.4.
Официанту следует:
оставлять
верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
перед
началом работы мыть руки с мылом, надевать чистую форменную одежду;
работать в
чистой форменной одежде, менять ее по мере загрязнения;
после
посещения туалета мыть руки с мылом;
не
принимать пищу на рабочем месте.
2.
Требования безопасности перед началом работы
2.1.
Проверить оснащенность рабочего места необходимым для работы оборудованием,
инвентарем, приспособлениями и инструментом.
2.2.
Подготовить рабочее место для безопасной работы:
осмотреть
рабочую зону и обеспечить наличие свободных проходов в обеденном зале и возле
раздачи;
проверить
устойчивость контрольно-кассовой машины;
проверить
исправность тележки для официантов, подносов;
удобно и
устойчиво разместить запасы посуды, инструмент, приспособления на рабочем
столе, подставке, передвижной тележке в соответствии с частотой использования и
расходования.
2.3.
Проверить внешним осмотром:
достаточность
освещения рабочей зоны;
отсутствие
слепящего действия света возле контрольно-кассовой машины;
исправность
розетки, кабеля (шнура) электропитания, вилки, надежность закрытия всех
токоведущих и пусковых устройств оборудования;
отсутствие
внешних повреждений льдогенератора;
состояние
поверхности пола на всем рабочем маршруте (отсутствие выбоин, неровностей,
скользкости). При наличии скользкости пола потребовать его уборки;
целостность
фарфоро-фаянсовой и стеклянной
посуды;
наличие и
надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между
корпусом контрольно-кассовой машины и заземляющим проводом). Не приступать к
работе при отсутствии или ненадежности заземления;
отсутствие
посторонних предметов вокруг оборудования.
2.4. Обо
всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и
других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к
работе только после их устранения.
2.5. При
эксплуатации контрольно-кассовой машины соблюдать требования безопасности,
изложенные в типовой инструкции по охране труда для кассира зала.
3.
Требования безопасности во время работы
3.1.
Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране
труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение
работ.
3.2. Не
поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.3.
Применять необходимые для безопасной работы исправные оборудование, инструмент,
приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они
предназначены.
3.4.
Соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными
проходами.
3.5.
Требовать своевременной уборки пола на всем рабочем маршруте.
3.6. Не
загромождать проходы между столами, пути эвакуации и другие проходы инвентарем,
излишними запасами готовых блюд, кулинарной продукции.
3.7.
Пользоваться при откупоривании бутылок специально предназначенным инструментом
(пробочником, штопором, консервным ножом и т.п.). Не производить эти работы
случайными предметами или инструментом с заусенцами. Открывая бутылки с
газированными винами, накрывать салфеткой горлышко бутылки,
3.8.
Устанавливать блюда на поднос или в тележку в один ряд. Подавать десерт, мелкие
(штучные) заказы и т.п. на облегченных подносах.
3.9. Не
переносить в руках ножи и вилки.
3.10.
Соблюдать осторожность при получении и подаче блюд, движении с ними в дверях и
проходах.
3.11.
Содержать свое рабочее место в чистоте, не загромождать его посудой и готовыми
блюдами, при обнаружении столовой и стеклянной посуды со сколами и трещинами
немедленно изымать ее из пользования.
3.12.
Передвигать тележку для официантов в направлении "от себя".
3.13. При
эксплуатации контрольно-кассового оборудования соблюдать требования
безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
4.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При
возникновении поломки оборудования: прекратить его эксплуатацию, а также подачу
к нему электроэнергии; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю
(работнику, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и
действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.2. Если
в процессе работы произошло загрязнение пола на рабочем маршруте жирами или
просыпанными порошкообразными веществами, работу прекратить до удаления
загрязняющих веществ.
4.3.
Пострадавшему при травмировании, отравлении и
внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при
необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
5.
Требования безопасности по окончании работы
5.1.
Выключить и надежно обесточить применяемое оборудование.
5.2.
Произвести уборку рабочего места.
5.3. Не
производить уборку мусора, отходов непосредственно руками, использовать для
этих целей щетки, совки и другие приспособления.
5.4.
Отсортировать битую посуду и сдать ее в инвентарную.
5.5. Установить
тележку для официанта (поднос) на специально отведенное место.