Постановление
Минздрава РФ
от 17 мая 2001 г. N 14
"О
введении в
действие
санитарных
правил"
На
основании Федерального
закона от 30
марта 1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения" и Положения
о
санитарно-эпидемиологическом
нормировании",
утвержденного
постановлением
Правительства
Российской
Федерации от
24 июля 2000 г. N 554,
постановляю:
1.
Ввести в
действие санитарные
правила
"Гигиенические
требования к
обеспечению
качества
атмосферного
воздуха
населенных
мест. СанПиН
2.1.6.1032-01",
утвержденные
Главным
государственным
санитарным
врачом
Российской
Федерации 17 мая
2001 г.,
по истечении
десяти дней
после дня их
официального
опубликования.
2. С
момента
введения
указанных
санитарных правил
считать
утратившими
силу санитарные
правила
"Гигиенические
требования к
обеспечению
качества
атмосферного
воздуха
населенных
мест. СанПиН 2.1.6.983",
утвержденные
Главным
государственным
санитарным
врачом
Российской
Федерации 13
июля 2000 года.
Г.Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 18
мая 2001
г.
Регистрационный
N 2711
2.1.6.
Атмосферный
воздух и
воздух
закрытых помещений,
санитарная
охрана
воздуха
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы
СанПиН
2.1.6.1032-01
"Гигиенические
требования к
обеспечению
качества
атмосферного
воздуха
населенных
мест"
(утв.
Главным
государственным
санитарным врачом
РФ 17 мая 2001 г.)
1.
Область
применения
Настоящие
санитарные
правила
разработаны
в
соответствии
с Федеральным
законом от 30
марта 1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения"
(Собрание
законодательства
Российской
Федерации, 1999.- N 14, ст.1650), Федеральным
законом от 4
мая 1999
г. N 96-ФЗ "Об
охране
атмосферного
воздуха" (Собрание
законодательства
Российской
Федерации, 1999.- N 18, ст.2222), а
также Положением
о
государственной
санитарно-эпидемиологической
службе
Российской
Федерации, Положением
о
государственном
санитарно-эпидемиологическом
нормировании,
утвержденными
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации от
24 июля 2000 г. N 554.
Санитарные
правила
направлены
на
предотвращение
неблагоприятного
воздействия
загрязнения
атмосферного
воздуха на
здоровье
населения и
устанавливают
обязательные
гигиенические
требования к
обеспечению
качества
атмосферного
воздуха
населенных
мест и
соблюдению
гигиенических
нормативов
при
размещении,
проектировании,
строительстве,
реконструкции
(техническом
перевооружении)
и эксплуатации
объектов, а
также при
разработке
всех стадий
градостроительной
документации.
Требования
по охране
атмосферного
воздуха от
загрязнения,
включаемые в
государственные
стандарты и
ведомственные
нормативные
документы, не
должны
противоречить
настоящим
санитарным
правилам.
Соблюдение
требований
настоящих
санитарных
правил
является
обязательным
для граждан,
индивидуальных
предпринимателей
и юридических
лиц.
2.
Гигиенические
требования к
качеству атмосферного
воздуха
населенных
мест
2.1.
Основой
регулирования
качества
атмосферного
воздуха
населенных
мест
являются гигиенические
нормативы -
предельно
допустимые
концентрации
(ПДК)
атмосферных
загрязнений
химических и
биологических
веществ,
соблюдение
которых
обеспечивает
отсутствие
прямого или
косвенного
влияния на
здоровье
населения и
условия его
проживания.
Для
отдельных
веществ
допускается
использование
ориентировочных
безопасных
уровней
воздействия
(ОБУВ), для
которых
устанавливаются
сроки их
действия.
2.2.
В жилой зоне
и на других
территориях
проживания
должны
соблюдаться
ПДК и 0,8 ПДК - в
местах
массового
отдыха
населения, на
территориях
размещения
лечебно-профилактических
учреждений
длительного
пребывания
больных и
центров
реабилитации.
К местам
массового
отдыха
населения
следует
относить
территории,
выделенные в
генпланах
городов,
схемах
районной
планировки и
развития
пригородной
зоны,
решениях органов
местного
самоуправления
для организации
курортных
зон,
размещения
санаториев,
домов отдыха,
пансионатов,
баз туризма,
дачных и
садово-огородных
участков,
организованного
отдыха
населения
(городские
пляжи, парки,
спортивные
базы и их
сооружения
на открытом
воздухе).
2.3.
Предотвращение
появления
запахов,
раздражающего
действия и
рефлекторных
реакций у
населения, а
также острого
влияния
атмосферных
загрязнений
на здоровье в
период
кратковременных
подъемов концентраций
обеспечивается
соблюдением
максимальных
разовых ПДК (ПДК_мр).
Предотвращение
неблагоприятного
влияния на
здоровье
населения
при
длительном
поступлении
атмосферных
загрязнений
в организм
обеспечивается
соблюдением
среднесуточных
ПДК (ПДК_сс).
Для
веществ,
имеющих
только
среднесуточные
ПДК при
использовании
расчетных
методов
определения
степени
загрязнения
атмосферы,
используются
ПДК_сс.
2.4.
Соблюдение
для жилых
территорий
ПДК, а для зон
массового
отдыха 0,8 ПДК,
обеспечивается
с учетом
суммации
биологического
действия
веществ или
продуктов их
трансформации
в атмосфере,
а также
загрязнения
атмосферы за
счет
действующих,
строящихся и
намеченных к
строительству
объектов,
являющихся
источниками
загрязнения
атмосферного
воздуха.
2.5.
Граждане,
индивидуальные
предприниматели
и
юридические
лица вправе
обращаться в органы
и учреждения
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы
Российской
Федерации за
получением информации
о качестве
атмосферного
воздуха.
3.
Гигиенические
требования к
обеспечению качества
атмосферного
воздуха при
размещении,
строительстве
и
реконструкции
(техническом
перевооружении)
объектов
хозяйственной
и иной
деятельности,
являющихся
источниками
загрязнения
атмосферного
воздуха (далее
- объекты)
3.1.
Общие
требования
3.1.1. При
размещении,
проектировании,
строительстве
и вводе в
эксплуатацию
новых и реконструированных
объектов, при
техническом
перевооружении
действующих
объектов
граждане,
индивидуальные
предприниматели,
юридические лица
обязаны
осуществлять
меры по
максимально
возможному
снижению
выброса
загрязняющих
веществ с
использованием
малоотходной
и безотходной
технологии,
комплексного
использования
природных
ресурсов, а
также
мероприятия по
улавливанию,
обезвреживанию
и утилизации
вредных
выбросов и
отходов.
3.1.2.
Запрещается
проектирование,
строительство
и ввод в
эксплуатацию
объектов,
являющихся
источниками
загрязнения
атмосферы, на
территориях
с уровнями
загрязнения,
превышающими
установленные
гигиенические
нормативы.
Реконструкция
и
техническое
перевооружение
действующих
объектов
разрешается на таких
территориях
при условии
сокращения
на них
выбросов в
атмосферу до
предельно
допустимых
выбросов
(ПДВ),
устанавливаемых
с учетом
требований раздела
4.2.
3.1.3.
Запрещается
размещение,
проектирование,
строительство
и ввод в
эксплуатацию
объектов,
если в
составе
выбросов
присутствуют
вещества, не
имеющие
утвержденных
ПДК или ОБУВ.
3.1.4.
Площадка для
строительства
новых и расширения
существующих
объектов
выбирается с
учетом
аэроклиматической
характеристики,
рельефа
местности,
закономерностей
распространения
промышленных
выбросов в
атмосфере, а
также
потенциала
загрязнения
атмосферы
(ПЗА).
Размещение
предприятий,
отнесенных в
соответствии
с санитарной
классификацией
к I и II классам
вредности, на
территориях
с высоким и
очень
высоким ПЗА
решается в
индивидуальном
порядке
Главным
государственным
санитарным
врачом Российской
Федерации
или его
заместителем.
3.1.5.
Не
допускается
размещать в
жилой зоне и
местах
массового
отдыха
объекты I, II
классов вредности.
3.1.6.
Для
предприятий,
их отдельных
зданий и сооружений
с
технологическими
процессами, являющимися
источниками
загрязнения
атмосферного
воздуха,
обязательно
устанавливаются
санитарно-защитные
зоны (СЗЗ) в
соответствии
с санитарной
классификацией
предприятий,
производств
и объектов.
Санитарная
классификация,
размер СЗЗ,
ее организация
и
благоустройство
определяется
в
соответствии
с
гигиеническими
требованиями,
предъявляемыми
к
санитарно-защитным
зонам.
3.1.7.
Достаточность
ширины
санитарно-защитной
зоны
подтверждается
расчетами
прогнозируемых
уровней
загрязнения
в соответствии
с
действующими
указаниями
по расчету
рассеивания
в атмо, 089;фере
загрязняющих
веществ,
содержащихся
в выбросах
объектов, а
также
результатами
лабораторных
исследований
атмосферного
воздуха в
районах
размещения
аналогичных
действующих
объектов.
3.1.8.
В СЗЗ
запрещается
размещение
объектов для
проживания
людей. СЗЗ
или
какая-либо ее
часть не могут
рассматриваться
как
резервная
территория
объекта и
использоваться
для расширения
промышленной
или жилой
территории.
3.2.
Гигиенические
требования к
выбору площадки
для
строительства
3.2.1.
Выбор
площадки для
строительства
объектов
осуществляется
на предпроектной
стадии.
Организацию
выбора
площадки
(трассы) для
строительства
объектов,
подготовку
необходимых
материалов и
полноту
согласования
намечаемых
при этом
решений обеспечивает
заказчик
проекта.
3.2.2. Площадка
для
строительства
выбирается в
соответствии
с
действующим
земельным,
водным, лесным
и др.
законодательствами
и утвержденной
в
установленном
порядке
градостроительной
документацией
(генеральными
планами
городов и
других
поселений,
схемами и
проектами планировки
и застройки
территориальных
образований
и др.).
3.2.3.
Материалы по
обеспечению
качества
атмосферного
воздуха,
представляемые
в органы и
учреждения
государственной
санэпидслужбы
для
заключения о
соответствии
их санитарным
правилам, на
стадии выбора
площадки
должны
содержать:
-
обоснование
выбора
района,
пункта,
площадки
(трассы) для
строительства,
включая особенности
физико-географических
и аэроклиматических
условий, в
т.ч. рельефа
местности,
ПЗА, данные о
фоновом
загрязнении
местности,
полученные и
согласованные
в
установленном
порядке;
-
перечень
загрязняющих
веществ,
выбрасываемых
в атмосферу,
с указанием
для них ПДК или
ОБУВ. Для последних
указывается
установленный
срок действия.
В перечень
включаются
вещества, не
имеющие
норматива
(ПДК или ОБУВ);
-
качественные
и
количественные
характеристики
выбросов
загрязняющих
веществ в атмосферу
с
обоснованными
результатами
опытно-промышленных
испытаний
новых технологий,
данными
длительной
эксплуатации
действующего
аналога,
материалами
зарубежного
опыта по
созданию
подобного
производства;
-
намечаемые
принципиальные
решения по предупреждению
загрязнения
воздушного
бассейна,
включая
вторичные
источники и
неорганизованные
выбросы;
-
данные о
возможных
аварийных и
залповых выбросах
в атмосферу;
-
обоснование
размеров СЗЗ
и объемов
финансирования
на ее
организацию;
-
расчеты
ожидаемого
(прогнозируемого)
загрязнения
атмосферного
воздуха с
учетом действующих,
строящихся и
намеченных к
строительству
объектов;
-
перечень и
характеристика
научно-исследовательских
(НИР),
экспериментальных
и (или)
опытных
работ, которые
необходимо
выполнить
для осуществления
принятых
решений по
охране атмосферного
воздуха от
загрязнения,
и сроки их выполнения.
Для
веществ,
требующих
разработки
гигиенических
нормативов
(ПДК, ПДК
взамен ОБУВ),
НИР должны
завершаться
до
утверждения
проектно-сметной
документации;
-
графические
материалы:
ситуационный
план с
указанием
действующих,
строящихся и
намеченных к
строительству
объектов и их
санитарно-защитных
зон,
существующих
и перспективных
районов
жилищно-гражданского
строительства,
с нанесением
"розы
ветров" и
данных о
существующем
и ожидаемом
загрязнении
атмосферного
воздуха;
генплан
площадки
намечаемого
к
строительству
объекта с
нанесением источников
выбросов в
атмосферу.
3.2.4.
По
представленным
материалам
органы и
учреждения
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы
выдают
санитарно-эпидемиологическое
заключение о
соответствии
принятых решений
по
обеспечению
качества
атмосферного
воздуха
санитарным
правилам и
гигиеническим
нормативам.
Вопросы,
требующие
проведения
НИР, экспериментальных
и (или)
опытных
работ, должны
быть
сформулированы
в виде
санитарного
задания,
которое
включается в
задание на
проектирование
объекта.
3.2.5.
Земельные
участки под
строительство
предоставляются
при наличии
санитарно-эпидемиологического
заключения.
3.3.
Гигиенические
требования к
обеспечению качества
атмосферного
воздуха при
разработке
проекта
3.3.1.
Проектно-сметная
документация
разрабатывается
в
соответствии
с решениями
по обеспечению
качества
атмосферного
воздуха, по
которым на
стадии
выбора площадки
под
строительство
было дано заключение
об их
соответствии
санитарным
правилам и
гигиеническим
нормативам.
Внесение
изменений в
указанные
решения требует
дополнительного
заключения
до окончания
разработки проекта.
3.3.2.
На
заключение в
учреждения
государственной
санэпидслужбы
представляется
одновременно
проектно-сметная
документация
на
строительство
объекта и
проект
организации
и
благоустройства
СЗЗ.
3.3.3.
Проект
организации
и
благоустройства
СЗЗ разрабатывается
в строгом
соответствии
с гигиеническими
требованиями
к
санитарно-защитным
зонам и
санитарной
классификацией
предприятий,
сооружений и
иных
объектов и
включает в
числе
первоочередных
мероприятий
переселение
жителей в
случае
попадания жилой
застройки в
СЗЗ.
Сроки
реализации
проекта
организации
и благоустройства
СЗЗ должны
соответствовать
срокам
окончания
строительства
объектов.
3.3.4.
Проектно-сметная
документация
на строительство
объекта
включает
следующие
материалы
технологической
части
проекта и раздела
"Охрана
окружающей
природной
среды":
-
обоснование
принятых
проектных
решений по
технологии
производства
в части уменьшения
образования
и выделения
загрязняющих
веществ и
сопоставление
их с лучшими
отечественными
и
зарубежными
аналогами;
-
обоснование
выбора
оборудования
и аппаратуры
для очистки
выбросов в
атмосферу с
подтверждением
принятой
эффективности
очистки условиями
эксплуатации
на
аналогичных
предприятиях
с передовыми
технологическими
решениями в
отечественной
и зарубежной
практике или
материалами
лабораторно-производственных
испытаний
при
использовании
новых
приемов очистки;
-
предложения
по
предотвращению
аварийных
выбросов
загрязняющих
веществ;
-
мероприятия
по снижению
неблагоприятного
воздействия
залповых
временных
выбросов,
предусмотренных
технологическими
регламентами;
-
обоснование
мероприятий
по снижению
выбросов
загрязняющих
веществ в
атмосферу в периоды
неблагоприятных
метеорологических
условий;
-
качественные
и
количественные
характеристики
выбросов
загрязняющих
веществ в атмосферу
по отдельным
цехам,
производствам,
сооружениям;
-
данные о
существующих
уровнях
загрязнения
атмосферного
воздуха
(фоновые
концентрации),
полученные и
согласованные
в установленном
порядке;
-
результаты
расчета
загрязнения
атмосферного
воздуха в
районе размещения
объекта и его
анализ (с
учетом
продуктов
трансформации);
-
предложения
по ПДВ
вредных
веществ;
-
сметная
ведомость о
затратах на
реализацию
мероприятий
по
обеспечению
качества атмосферного
воздуха;
-
очередность
строительства
и пусковые комплексы;
- предложения
по системе контроля
за
загрязнением
атмосферного
воздуха в
зоне влияния
выбросов
объекта;
-
графические
материалы:
ситуационный
план района
размещения
объекта с
нанесением на
него
санитарно-защитных
зон
действующих,
строящихся и
намеченных к
строительству
объектов,
мест
проживания и
зон
массового
отдыха
населения,
генплан площадки
намечаемого
к
строительству
объекта с
нанесением
источников
выбросов в атмосферу;
-
приложения:
акт по выбору
площадки для
строительства;
заключение
территориального
управления
гражданской
авиации в
случае проектирования
высоких труб.
3.3.5.
Не
допускается
внесение
изменений и
дополнений в
проектные
материалы
без заключения
органов и
учреждений
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы о
соответствии
этих изменений
санитарным
правилам.
3.4.
Гигиенические
требования к
качеству атмосферного
воздуха на
стадии
строительства
и ввода в
эксплуатацию
объектов
3.4.1.
Строительство
объектов по
проектам, не
имеющим
заключения
органов и
учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической
службы об их
соответствии
санитарным
правилам,
является нарушением
ст.16, п.5
Федерального
закона "Об
охране
атмосферного
воздуха" и ст.12,
п.3
Федерального
закона "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения".
3.4.2.
Необходимость
внесения
изменений в
проектные решения
по охране
атмосферного
воздуха обосновывается
проектной
организацией
- генеральным
проектировщиком
объекта, и
строительство
ведется лишь
после
заключения
органов и
учреждений
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы о
соответствии
этих изменений
санитарным
правилам.
3.4.3.
Заказчик
строящегося
объекта
должен в установленном
порядке
уведомить
органы и учреждения
государственной
санэпидслужбы
о сроках
окончания
строительства
и формировании
приемочной комиссии.
3.4.4.
В состав
приемочной
комиссии
должны включаться
представители
органов и
учреждений
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы.
3.4.5.
Ввод в
эксплуатацию
объектов и
пусковых комплексов
при наличии
замечаний о
нару, 1096;ении
санитарных
правил
является
нарушением
санитарного
законодательства
(ст.12, п.3
Федерального
закона "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения").
3.4.5. Не
допускается
ввод в
эксплуатацию
объектов и
пусковых
комплексов с
недоделками,
препятствующими
их нормальной
эксплуатации
и соблюдению
гигиенических
нормативов
качества
атмосферного
воздуха, с
отступлениями
от
утвержденного
проекта или
состава
пускового
комплекса,
без
опробования,
испытания и
проверки работы
всего
установленного
оборудования
и механизмов
и выпуска
продукции,
предусмотренной
проектом в
объеме,
соответствующем
нормам освоения
проектных
мощностей в
начальный период,
а также
готовности
предприятия
к
осуществлению
лабораторного
контроля
за
загрязнением
атмосферного
воздуха.
3.4.6.
При
осуществлении
комплексного
опробования
оборудования
заказчик
должен
обеспечивать
проведение
лабораторных
исследований
качества атмосферного
воздуха в
зоне влияния
выбросов
объекта.
Результаты
лабораторных
исследований,
соотнесенные
к объему
выпускаемой
продукции в
начальный
период,
подписанные
заказчиком, являются
обязательной
составной
частью документов
приемочной
комиссии.
После выхода
объекта на
полную
проектную
мощность заказчик
обеспечивает
проведение
лабораторных
исследований
качества
атмосферного
воздуха в
зоне влияния
объекта, что
должно быть
зафиксировано
актом
приемочной
комиссии, и
передает
результаты
исследований
в органы и
учреждения
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы.
3.4.7.
При наличии
нарушений
санитарных
правил
заказчик
принимает
необходимые
меры по
устранению
имеющихся
нарушений до
предъявления
объекта в
эксплуатацию
приемочной
комиссии.
3.4.8.
Приемка
объекта в
эксплуатацию
приемочной
комиссией
допускается при наличия
санитарно-эпидемиологического
заключения о
соответствии
объекта санитарным
правилам и
подписи
представителя
органов и
учреждений
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы (ст.12, п.3
Федерального
закона "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения").
3.4.9. В
соответствии
со ст.12, п.4
Федерального
закона "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения"
граждане,
индивидуальные
предприниматели
и
юридические
лица,
ответственные
за
выполнение
работ по проектированию
и
строительству
объектов, их
финансирование
и (или)
кредитование,
в случае
выявления
нарушений
санитарных
правил или
невозможности
их
выполнения
обязаны
приостановить
либо
полностью
прекратить
проведение
указанных
работ и их
финансирование
и (или)
кредитование.
4.
Гигиенические
требования к
качеству атмосферного
воздуха при
эксплуатации
объектов,
являющихся
источниками
загрязнения
атмосферы
4.1.
Общие
требования
4.1.1.
Юридические
лица, имеющие
источники
выбросов
загрязняющих
веществ в
атмосферный
воздух,
обязаны:
-
разрабатывать
и
осуществлять
планы организационно-технических
или иных
мероприятий,
направленные
на
обеспечение
качества
атмосферного
воздуха
санитарным
правилам;
-
обеспечить
разработку
ПДК или ОБУВ
для веществ,
не имеющих
нормативов;
-
обеспечить
проведение
лабораторных
исследований
загрязнения
атмосферного
воздуха мест
проживания
населения в
зоне влияния
выбросов
объекта;
-
получать
санитарно-эпидемиологическое
заключение
органов и
учреждений
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы на все
изменения
технологического
процесса или
оборудования
(увеличение производственной
мощности,
изменение
состава сырья,
номенклатуры
выпускаемой
продукции и другие
отклонения
от
утвержденного
проекта);
-
обеспечить
работы по
проектированию,
организации
и
благоустройству
санитарно-защитных
зон на
объектах, не
имеющих
организованные
зоны в
соответствии
с
действующими
санитарными
правилами;
-
информировать
органы и
учреждения
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы о
всех случаях
нерегламентированных
и аварийных
выбросов
вредных
примесей в
атмосферный
воздух,
разрабатывать
мероприятия
по их
ликвидации и
предотвращению
аналогичных
ситуаций;
-
выполнять в
установленные
сроки
предписания
органов и
учреждений
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы по
устранению
нарушений
санитарных
правил.
4.1.2.
Главные
государственные
санитарные
врачи и их
заместители
должны
вносить
предложения
индивидуальным
предпринимателям
и
юридическим
лицам о
возмещении
вреда,
причиненного
гражданину
(гражданам)
вследствие
допущенного
ими
нарушения
санитарного
законодательства
в области
охраны
атмосферного
воздуха.
4.2.
Гигиенические
требования
при
установлении
нормативов
выбросов
загрязняющих
веществ на
действующих
объектах
4.2.1. Предельно
допустимые
выбросы для
конкретного
стационарного
источника
выбросов загрязняющих
веществ в
атмосферный
воздух и их
совокупности
(организации
в целом)
устанавливаются
территориальными
органами
специально
уполномоченного
федерального
органа
исполнительной
власти в
области
охраны
атмосферного
воздуха при
наличии
санитарно-эпидемиологического
заключения о
соответствии
их
санитарным
правилам и
согласованного
с органами и
учреждениями
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы плана
мероприятий
по их достижению.
4.2.2.
При
разработке
предельно
допустимых
выбросов для
конкретного
стационарного
источника учитываются
выбросы
загрязняющих
веществ от
данного
источника и
соседствующих,
определяющих
загрязнение
атмосферного
воздуха в
зоне влияния
выбросов
рассматриваемого
объекта.
Существующее
загрязнение
атмосферного
воздуха
(фоновое
загрязнение)
при разработке
предложений
по
установлению
предельно допустимых
выбросов
может
учитываться
расчетным
путем или
определяться
по результатам
лабораторных
исследований
в установленном
порядке.
Перечень
источников выбросов
соседствующих
объектов,
учтенных
расчетным
путем, и
значение
фоновой
концентрации
определяются
и
согласовываются
в
установленном
порядке.
4.2.3.
Проекты
нормативов
предельно
допустимых
выбросов по
отдельным
объектам до
включения их
в сводный том
предельно
допустимых
выбросов
конкретной
территории
должны пройти
санитарно-эпидемиологическую
экспертизу
для
установления
соответствия
их
санитарным
правилам.
4.2.4.
Для
проведения
экспертизы
по каждому объекту
должны
представляться
следующие материалы:
-
инвентаризационный
перечень
стационарных
источников
выбросов с
качественной
и
количественной
характеристикой
каждого из
них;
-
предложения
по
нормативам
предельно
допустимых
выбросов для
каждого
источника и загрязняющего
вещества;
-
план
мероприятий
по
достижению
предельно
допустимых
выбросов;
-
способ учета
фоновых
концентраций;
-
результаты
прогнозных
расчетов (при
необходимости
- первичные
материалы по
расчетам) на
каждый этап
достижения
предельно допустимого
выброса;
-
ситуационный
план с
изолиниями
концентраций
на каждый
этап
достижения
ПДВ.
4.2.5.
Проекты нормативов
ПДВ по
отдельным
объектам
могут быть
включены в
сводный том
только после
доработки
материалов в
соответствии
с замечаниями
санитарно-эпидемиологического
заключения.
4.2.6.
В случае
невозможности
достижения
ПДВ современными
средствами
должны быть
предусмотрены
меры и
конкретные
сроки по сокращению
или
исключению
данного
загрязнения
путем
изменения
технологического
процесса,
сокращения
мощности или
перепрофилирования
предприятия.
4.2.7.
В плане
мероприятий
по
достижению
ПДВ запрещается
превышение
существующего
выброса
вредных
веществ на
отдельных
этапах
достижения
ПДВ.
4.2.8.
При наличии
данных о
неблагоприятном
влиянии
выбросов
объекта в
период
достижения
ПДВ, на
здоровье
населения,
проживающего
в зоне его
влияния,
юридическое
лицо обязано
возместить ущерб,
причиненный
этим
влиянием
здоровью
населения (ст.57
Федерального
закона "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения").
5.
Требования к
организации
производственного
лабораторного
контроля
за
загрязнением
атмосферного
воздуха
населенных мест
5.1.
Юридические
лица, имеющие
источники
выбросов
загрязняющих
веществ в
атмосферный
воздух,
должны
обеспечивать
проведение лабораторных
исследований
за загрязнением
атмосферного
воздуха в
зоне влияния
выбросов
данного
объекта.
5.2.
Система
контроля и
наблюдения
должна
соответствовать
требованиям
ГОСТа
"Правила
контроля
качества
атмосферного
воздуха
населенных
мест".
5.3.
Размещение
постов
наблюдения,
перечень загрязняющих
веществ,
подлежащих
контролю,
методы их
определения,
а также
периодичность
отбора проб
атмосферного
воздуха
согласовываются
в
установленном
порядке.
5.4.
Результаты
производственного
контроля
за
загрязнением
атмосферного
воздуха
должны
представляться
в
территориальные
органы и
учреждения
государственной
санитарно-эпидемиологической
службы и
другие
органы в
установленном
порядке.
Главный
государственный
санитарный
врач
Российской
Федерации -
Первый
заместитель
Министра
здравоохранении
Российской
Федерации Г.Г.Онищенко
Приложение
Определение
ПЗА по
среднегодовым
значениям метеорологических
параметров
Потенциал
загрязнения
атмосферы
(ПЗА)
|
Приземные
инверсии
|
Повторяемость,
%
|
Высота
слоя пере-мещения,
км
|
Продолжи-тельность
тумана, ч
|
Повторяя-емость, %
|
Мощно-сть, км
|
Интен-сивность, С
|
Скорость
ветра 0-1 м/сек
|
В том
числе непрерывно
подряд дней
застоя
воздуха
|
Низкий
|
20-30
|
0,3-0,4
|
2-3
|
10-20
|
5-10
|
0,7-0,8
|
80-350
|
Умеренный
|
30-40
|
0,4-0,5
|
3-5
|
20-30
|
7-12
|
0,8-1,0
|
100-550
|
Повышенный:
континентальный
|
30-45
|
0,3-0,6
|
2-6
|
20-40
|
3-18
|
0,7-1,0
|
100-600
|
Приморский
|
30-45
|
0,3-0,7
|
2-6
|
10-30
|
10-25
|
0,4-1,1
|
100-600
|
Высокий
|
40-60
|
0,3-0,7
|
3-6
|
30-60
|
10-30
|
0,7-1,6
|
50-200
|
Очень высокий
|
40-60
|
0,3-0,9
|
3-10
|
50-70
|
20-45
|
0,8-1,6
|
10-600
|