Приказ
Госатомнадзора
РФ от 31 июля 2003 г. N 86
"Об
утверждении
Положения о
надзоре за системой
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов"
С
целью
реализации постановления
Правительства
Российской
Федерации от
15 декабря 2000 г. N 962
"О порядке
ведения
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов"
приказываю:
1.
Утвердить
прилагаемое Положение
о надзоре за
системой
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
(РД-08-01-2003).
2.
Управлению
делами в
установленном
порядке направить
настоящий
приказ на
государственную
регистрацию
в
Министерство
юстиции Российской
Федерации.
Начальник
Госатомнадзора
России А.Б.Малышев
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28
августа 2003 г.
Регистрационный
N 5024
Руководящий
документ
РД-08-01-2003
"Положение
о надзоре за
системой
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов"
(утв.
приказом
Госатомнадзора
РФ от 31 июля 2003 г. N 86)
Настоящее
положение,
разработанное
в соответствии
с постановлением
Правительства
Российской
Федерации от
15.12.2000 г. N 962 "О
порядке
ведения
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов"*,
устанавливает
цель, общие
принципы и
требования к
организации
надзора за
системой государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
Федеральным
надзором
России по
ядерной и
радиационной
безопасности
(далее -
Госатомнадзор
России).
1. В
целях
настоящего
документа
используются
следующие
термины и
определения:
- аномалия
в учете и
контроле
ядерных
материалов -
недостача
или излишек
ядерных
материалов,
ошибки в
учетных или
отчетных
документах,
повреждения,
отказы
средств
контроля
доступа к ядерным
материалам,
нарушения
порядка
производства,
использования,
передач
ядерных материалов;
- комплексная
инспекция
Госатомнадзора
России
(далее -
комплексная
инспекция) -
инспекция, которая
предусматривает
проверку
деятельности
организации
по всему (или
большей
части)
комплексу
вопросов
обеспечения
безопасности,
находящихся
в компетенции
Госатомнадзора
России,
включая проверку
состояния
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов.
Проводится комиссией
в соответствии
с программой
комплексной
инспекции. Состав
комиссии и
программа
комплексной инспекции
утверждаются
в
установленном
Госатомнадзором
России
порядке;
- инспекция
состояния
учета и
контроля ядерных
материалов
(далее -
инспекция) -
форма
надзора, осуществляемого
Госатомнадзором
России, включающая
проверку
выполнения
требований к
учету и
контролю,
условий
лицензий и
ранее
вынесенных
постановлений
и выданных предписаний
Госатомнадзора
России, наличия
ядерных
материалов в
местах их
нахождения;
- инцидент
-
установленный
факт
недостачи,
излишков, а
также
несанкционированного
использования
и/или
незаконного
перемещения
ядерных
материалов, в
том числе
через
таможенную границу
Российской
Федерации;
- оперативная
инспекция
Госатомнадзора
России
(далее -
оперативная
инспекция) -
инспекция,
которая
предусматривает
проверку
состояния
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
по отдельным
вопросам в
организациях,
в
подразделениях
и на рабочих
местах организаций.
Проводится
инспектором
или группой
инспекторов
по плану или
решению
структурного
подразделения
Госатомнадзора
России или его
территориального
органа;
- специальный
отчет - отчет
об
обстоятельствах
и причинах
аномалии в
учете и
контроле
ядерных
материалов;
- технические
средства -
средства
измерений
количества и
состава
ядерных
материалов,
средства
контроля
доступа к
ядерным материалам,
используемые
при учете и
контроле
ядерных
материалов и
надзоре за
системой
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов;
- требования
к учету и
контролю - совокупность
требований
по вопросам
учета и
контроля
ядерных
материалов,
устанавливаемых
нормативными
правовыми
актами, федеральными
и
ведомственными
нормами и правилами;
- целевая
инспекция
Госатомнадзора
России
(далее -
целевая
инспекция) -
инспекция,
которая
предусматривает
проверку
состояния государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов в
организации
в целом или
по отдельным
вопросам и
проводится
инспектором
или группой
инспекторов
Госатомнадзора
России и
привлекаемых,
при
необходимости,
по согласованию
специалистов
других
организаций
по программе,
утвержденной
в
установленном
Госатомнадзором
России
порядке.
2. Надзор за
системой
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
включает в
себя
проверку
выполнения
федеральных и
ведомственных
норм и правил
по ядерной,
радиационной,
технической
и пожарной
безопасности
в области государственного
учета и
контроля
ядерных материалов,
условий
лицензий, а
также состояния
государственного
учета и
контроля ядерных
материалов и
их наличия на
территории
Российской
Федерации
путем
проведения
инспекций.
Проверка
состояния
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
включает в
себя
проверку
выполнения
требований к
учету и
контролю
путем
организации
и проведения
инспекций,
анализа
информации и
принятия мер
при
выявлении
нарушений
учета и
контроля
ядерных
материалов.
3.
Положения
настоящего
документа
обязательны
для
юридических
лиц
независимо
от организационно-правовой
формы и
должностных
лиц,
осуществляющих
деятельность
в области
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов и
надзора за системой
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов.
4.
Надзор за
системой
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
осуществляется
с целью
выявления и
предотвращения
нарушений в
функционировании
системы
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов,
причин этих
нарушений,
факторов,
препятствующих
осуществлению
государственного
учета и
контроля ядерных
материалов,
предотвращения
неконтролируемого
распространения
и использования
ядерных материалов.
5.
Для
достижения
цели надзора
за системой государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
Госатомнадзор
России в пределах
своих
полномочий:
-
получает и
анализирует
информацию
по вопросам
функционирования
системы
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов и
ее составных
частей;
-
организует и
проводит
инспекции
состояния
государственного
учета и
контроля ядерных
материалов,
анализирует
и обобщает результаты
инспекций;
-
принимает
меры,
направленные
на устранение
организациями
и должностными
лицами
выявленных
нарушений в функционировании
системы
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов и
причин этих
нарушений;
-
предоставляет
информацию о
результатах надзора
за системой
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов органам
государственной
власти
Российской
Федерации.
6. В
основе
организации
надзора за
системой государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
лежит
следующее:
-
взаимодействие
Госатомнадзора
России с организациями,
осуществляющими
обращение с
ядерными
материалами,
с Российской
академией наук,
с
федеральными
органами
исполнительной
власти,
осуществляющими
государственное
управление
использованием
атомной энергии,
государственное
регулирование
безопасности
при
использовании
атомной энергии;
-
осуществление
надзора не
должно
необоснованно
ограничивать
деятельность
организаций,
осуществляющих
обращение с
ядерными
материалами,
и иных
организаций
по
осуществлению
учета и
контроля
ядерных
материалов.
7. Надзор за
системой
государственного
учета и
контроля ядерных
материалов
осуществляется
путем проверки
выполнения
требований к
учету и контролю
организациями,
осуществляющими
обращение с
ядерными
материалами,
информационно-аналитическими
организациями,
центрами
сбора,
обработки и
передачи
информации
по учету и
контролю
ядерных
материалов,
деятельность
которых
регламентируется
нормативными
правовыми
актами,
органами
управления, обеспечивающими
функционирование
системы на
федеральном
и
ведомственном
уровне.
8.
Госатомнадзор
России
создает и
ведет базы
данных, необходимые
для
осуществления
надзора за системой
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов.
Накопление
учетных данных
по ядерным
материалам, а
также ведение
баз данных по
учету и
контролю
ядерных материалов
Госатомнадзором
России не осуществляется.
9.
Организации,
осуществляющие
обращение с ядерными
материалами,
и органы
управления
системы
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов
не должны
создавать
препятствий
должностным
лицам Госатомнадзора
России при
выполнении
ими своих функций
по надзору за
системой
государственного
учета и
контроля
ядерных,
материалов.
10. Доступ
работников
Госатомнадзора
России к
информации
организаций,
к информации,
содержащейся
в
федеральной
автоматизированной
информационной
системе
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов, в
информационно-аналитических
организациях
и центрах сбора,
обработки и
передачи
информации,
обеспечивающих
функционирование
системы государственного
учета и
контроля
ядерных материалов
на
федеральном
и
ведомственном
уровне,
осуществляется
в
соответствии
с порядком,
установленным
для этих
организаций.
Доступ
должностных
лиц
Госатомнадзора
России к
материалам,
составляющим
государственную
тайну,
осуществляется
в установленном
законодательством
Российской
Федерации
порядке.
Информация,
получаемая
Госатомнадзором
России в ходе
осуществления
надзора за
системой
государственного
учета и
контроля
ядерных материалов,
используется
исключительно
с целью,
изложенной в пункте
6 настоящего
положения, с
соблюдением
предусмотренных
законодательством
Российской
Федерации
требований
по защите
государственной
и
коммерческой
тайны, а
также прав на
интеллектуальную
собственность.
11.
Состояние
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов
проверяется
при целевых и
оперативных
инспекциях и
может проверяться
в ходе
комплексных
инспекций.
Указанные
инспекции
могут быть
плановыми и
внеплановыми.
О
плановой
комплексной
или целевой
инспекции
инспектируемая
организация
уведомляется
заранее не позднее
чем за 15
рабочих дней
до ее начала,
о внеплановой
- не позднее
чем за 3
рабочих дня.
Внеплановые
инспекции
могут
проводиться
в связи с
выявленными
инцидентами
или аномалиями
в учете и
контроле
ядерных
материалов и
в других
случаях по
решению
руководства
Госатомнадзора
России или
его территориальных
органов.
12.
Целевые
инспекции
должны
проводиться
не реже
одного раза в
год по зонам
баланса ядерного
материала и
по
инспектируемой
организации.
Инспекции
должны
проводиться
с учетом особенностей
технологического
цикла инспектируемой
организации
и
необходимости
проведения
измерений
при проверке
наличия ядерных
материалов.
13.
Каждая
инспекция
должна
включать в
себя следующие
этапы:
-
подготовка к
проведению
инспекции и
организация
инспекции;
-
проведение
инспекции;
-
оформление
результатов
инспекции.
14.
Инспекция, как
правило,
должна
включать
проверку:
-
наличия у
организации,
подавшей
заявление на
получение
разрешения
(лицензии),
возможностей
для
осуществления
лицензируемой
деятельности
с
соблюдением
требований к
учету и контролю
ядерных
материалов;
-
выполнения
условий
действия
лицензий
Госатомнадзора
России;
-
выполнения
ранее
вынесенных
постановлений
и выданных
предписаний
Госатомнадзора
России и его
территориальных
органов;
-
проведения
расследований
аномалий в
учете и
контроле
ядерных
материалов и
нарушений в функционировании
системы
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов;
-
наличия
ядерных
материалов в
местах их нахождения
путем
проведения
выборочных
измерений
характеристик
ядерных
материалов;
-
выполнения
требований к
учету и
контролю. Проверка
выполнения
требований
по вопросам
защиты информации
осуществляется
представителями
Государственной
технической
комиссии при
Президенте
Российской
Федерации, привлекаемыми
по
согласованию
к участию в проведении
инспекции;
-
соответствия
ведомственных
нормативных
документов
по учету и
контролю
ядерных материалов
федеральным
нормам и
правилам,
соответствия
нормативных
документов
организации федеральным
и
ведомственным
нормам и правилам
по учету и
контролю
ядерных
материалов;
-
выполнения
условий
разрешений
Госатомнадзора
России,
выдаваемых
руководящему
персоналу
объектов
использования
атомной
энергии,
обеспечивающему
учет и контроль
ядерных
материалов;
-
наличия
системы
профессиональной
подготовки
персонала,
осуществляющего
деятельность
по учету и
контролю
ядерных
материалов.
Конкретное
содержание
проверок
устанавливается
программой
инспекции,
утверждаемой
в
установленном
Госатомнадзором
России
порядке.
15.
Должностные
лица
Госатомнадзора
России в ходе
проведения
инспекций
вправе запрашивать
и получать
документы и
материалы,
необходимые
для
реализации целей
инспекций, а
также
получать
объяснения
должностных
лиц и
работников
инспектируемой
организации
по вопросам,
непосредственно
связанным с
целями
инспекции.
16.
При
осуществлении
надзора за
системой государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
по решению
Госатомнадзора
России или
его территориальных
органов
могут
применяться
технические
средства.
Применение
технических
средств
согласовывается
с инспектируемой
организацией
по вопросам
безопасности
их использования.
Использование
технических
средств
при
проведении
инспекций
должно
осуществляться
специально
обученными
для этих целей
работниками
Госатомнадзора
России при
соблюдении
требований
техники
безопасности,
радиационной
безопасности
и мер по защите
информации о
ядерных
материалах.
Территориальные
органы и
организации
Госатомнадзора
России
должны
поддерживать
работоспособность
принадлежащих
им технических
средств, а
также
обеспечивать
своевременную
поверку и
калибровку
средств
измерений,
входящих в
состав этих
технических
средств.
Измерения
ядерных
материалов в
ходе
инспекций
должны проводиться
в
соответствии
с
утвержденными
в
установленном
порядке
методиками
выполнения
измерений с
использованием
приборов,
имеющих
действующее
поверочное
клеймо.
17.
По результатам
инспекций
составляется
акт или акт-предписание
или
предписание,
экземпляр которого
после
оформления
выдается в
установленном
порядке
инспектируемой
организации.
18.
В случае
выявления
нарушений в
функционировании
системы
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов
Госатомнадзор
России и его
должностные
лица
принимают в пределах
своих
полномочий
меры:
-
выдают
руководителям
и
должностным
лицам
организаций
обязательные
для исполнения
предписания
об
устранении
выявленных нарушений;
-
выдают руководителям
и
должностным
лицам
организаций
обязательные
для
исполнения
предписания
о
приостановке
работ,
проводимых с
нарушениями
требований
федеральных
норм и правил
и условий
действия
лицензий;
-
приостанавливают
или
прекращают
действие
разрешений
Госатомнадзора
России на
право
ведения
работ в области
использования
атомной
энергии, выдаваемых
должностным
лицам
организаций,
осуществляющих
обращение с
ядерными
материалами,
отвечающим
за
организацию
и обеспечение
учета и
контроля
ядерных
материалов;
-
приостанавливают
или
прекращают
действие
выданных
Госатомнадзором
России или
его территориальными
органами
разрешений
(лицензий)
организациям,
осуществляющим
обращение с
ядерными
материалами;
-
привлекают к
административной
ответственности
организации,
должностных
лиц и граждан
в случаях,
предусмотренных
законодательством
Российской
Федерации;
-
направляют
правоохранительным
органам материалы
о нарушениях
законодательства
Российской
Федерации в
области
использования
атомной
энергии,
требований
федеральных
норм и правил
и условий
действия
лицензий
(разрешений),
если
нарушения
содержат
признаки преступлений
согласно
уголовному
законодательству
Российской
Федерации.
19.
Учет и анализ
результатов
надзора
осуществляется:
-
работником
подразделения,
осуществляющего
надзор за
системой
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов,
территориального
органа
Госатомнадзора
России;
-
подразделением
территориального
органа
Госатомнадзора
России,
ответственным
за
осуществление
надзора за
системой
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов;
-
территориальным
органом
Госатомнадзора
России;
-
подразделением
центрального
аппарата Госатомнадзора
России,
выполняющим
функции
организации
и
осуществления
надзора за
системой
государственного
учета и контроля
ядерных
материалов.
20.
Анализ
производится
на основании
следующих
документов и
информации:
-
актов,
актов-предписаний
и
предписаний
по результатам
проведенных
инспекций;
-
отчетов по
результатам
проведенных
инспекций;
-
информации о
состоянии
учета и
контроля ядерных
материалов в
организациях,
осуществляющих
обращение с
ядерными
материалами;
-
специальных
отчетов;
-
отчетных
документов
органов
управления, обеспечивающих
функционирование
системы
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
на
федеральном
и ведомственном
уровне,
информационно-аналитических
центров
сбора,
обработки и
передачи информации
и
организаций,
осуществляющих
обращение с
ядерными
материалами,
получаемых
по запросам
Госатомнадзора
России;
-
отчетов
организаций
о выполнении
постановлений
и предписаний
Госатомнадзора
России и его
территориальных
органов;
-
информации о
выявлении,
предупреждении
и раскрытии
незаконных
действий в
отношении
ядерных
материалов.
21.
По
результатам
анализа
готовится
заключение о
состоянии
системы
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов.
Заключение
о состоянии
системы
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов
готовится в
сроки,
установленные
положением о
планировании
и отчетности
в системе
Госатомнадзора
России для
подготовки
годового
отчета о деятельности:
-
территориального
органа;
-
Госатомнадзора
России.
22.
Учету и
хранению в
Госатомнадзоре
России
подлежат:
-
акты,
акты-предписания
и
предписания
по результатам
проведенных
инспекций;
-
отчеты по
результатам
проведенных
инспекций;
-
акты по результатам
расследования
инцидентов и
аномалий в
учете и
контроле
ядерных
материалов;
-
специальные
отчеты
организаций;
-
отчетные
документы
организаций,
получаемые
по запросам
Госатомнадзора
России;
-
отчеты
организаций
о выполнении
постановлений
и предписаний
Госатомнадзора
России и его
территориальных
органов;
-
информация о
выявлении,
предупреждении
и раскрытии
незаконных
действий в
отношении
ядерных
материалов;
-
заключения о
состоянии
системы
государственного
учета и
контроля
ядерных
материалов.
______________________________
*
Опубликовано
в Сборнике
законодательства
Российской
Федерации от
25.12.2000 N 52, часть 2, ст.5745.