Типовая инструкция
по охране труда при проведении работ с лазерными аппаратами
(утв. Минздравом СССР от 26 мая 1988
г. N 06-14/20)
1. Общие требования безопасности
1.1. К самостоятельной работе на лазерных установках допускаются
лица не моложе 18 лет, с законченным высшим и средним медицинским образованием,
имеющие удостоверения о прохождении курса специального обучения, обученные
безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79, имеющие 1 группу по электробезопасности*.
1.2.
Персонал, работающий на лазерной медицинской аппаратуре, должен проходить
обязательный предварительный при поступлении на работу и периодические
медицинские осмотры согласно приказу Минздрава СССР от 19 июня 1984 г. N 700.
1.3.
Персонал, работающий на лазерной медицинской аппаратуре, обязан соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка учреждения.
1.4. В помещениях, где проводятся работы на лазерных медицинских
аппаратах, должны соблюдаться действующие правила пожарной безопасности.
Загромождение проходов, захламление помещения не допускается*.
1.5. Прием пищи и курение на рабочих местах запрещается. Для
приема пищи необходимо оборудовать специальные помещения.
1.6. Персонал, работающий на лазерной медицинской аппаратуре,
должен быть обеспечен санитарно-гигиенической одеждой, санитарной обувью и
предохранительными приспособлениями в соответствии с действующими Нормами,
утвержденными Минздравом СССР*.
1.7. Для
мытья рук в умывальниках должны быть в достаточном количестве мыло и чистые
полотенца (электрополотенца).
1.8. О
каждом несчастном случае, связанном с производством или работой, пострадавший
или очевидец должен известить соответствующего руководителя. Руководитель
должен организовать первую помощь пострадавшему, его доставку в лечебное
учреждение, сообщить руководителю учреждения, инженеру по охране труда или
лицу, выполняющему его функции, и в профсоюзный комитет о случившемся,
сохранить для расследования обстановку на рабочем месте и состояние
оборудования таким, каким оно было в момент происшествия, если это не угрожает
жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.
1.9. При
работе с лазерными аппаратами на персонал могут действовать опасные и вредные
производственные факторы:
- лазерное
излучение (прямое, отраженное и рассеянное);
-
вещества, выделяющиеся и образующиеся при работе аппарата;
- высокое
электрическое напряжение в цепях питания.
1.10.
Предельно допустимые уровни (ПДУ) лазерного излучения должны соответствовать
действующим "Санитарным нормам и правилам устройства и эксплуатации
лазеров" N 2382-81.
1.11. В
паспорте на каждый лазерный аппарат есть раздел с подробным описанием
мероприятий по технике безопасности и гигиене труда, которые необходимо
обеспечивать, а также указан класс лазерной опасности.
1.12.
Внутренняя поверхность помещения, в котором находится лазерный аппарат, должна
быть матовой, обеспечивающей рассеяние случайно попавшего лазерного излучения,
а предметы, находящиеся в этом помещении, не должны иметь зеркально отражающих
поверхностей.
1.13. В
помещениях с лазерными аппаратами, где возможно образование озона, окислов
азота и других вредных газов, паров и аэрозолей, должна быть предусмотрена
приточно-вытяжная вентиляция, обеспечивающая снижение содержания их в воздухе
до концентрации, допустимой санитарными нормами.
1.14. Освещенность (естественная и искусственная) должна
соответствовать оптимальным величинам, определяемым соответствующими
инструкциями для определенных помещений медицинских учреждений в соответствии
со СНиП II-69-78 "Лечебно-профилактические учреждения"*.
1.15.
Организацию работ с лазерными медицинскими аппаратами, надзор за выполнением
"Санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров" N
2382-81 и инструкций по технике безопасности осуществляет руководитель
структурного подразделения, где выполняются эти работы в соответствии с
приказом Министерства здравоохранения СССР N 862 от 30.09.82 г.
1.16.
Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда,
подвергаются дисциплинарному воздействию в соответствии с правилами внутреннего
трудового распорядка и при необходимости внеочередной проверке знаний по
вопросам охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом
работы
2.1. Перед
включением аппарата необходимо убедиться в наличии заземления, проверить
наличие диэлектрических ковриков на рабочих местах и внешнее состояние изоляции
соединительных электрических кабелей.
2.2.
Убедиться в исправной работе системы вентиляции.
2.3.
Убедиться в том, что на лазерных аппаратах задействованы системы блокирования.
2.4.
Убедиться в исправности лазерных аппаратов и наличии излучения основного и
прицельного лазеров.
2.5.
Принять необходимые меры по исключению попадания лазерного излучения в глаза,
на кожные покровы обслуживающего персонала, на зеркальные, металлические и
стеклянные поверхности, кафельные стены, а также на легковоспламеняющиеся
материалы.
2.6.
Персонал, работающий с лазерными медицинскими аппаратами, обязан пользоваться
необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями,
определяемыми классом лазерной опасности.
2.7. На
дверях помещений должны быть установлены предупредительные знаки
"Опасно!", "Лазерное излучение!" в соответствии с ГОСТ
12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности".
3. Требования безопасности во время работы
3.1. При
необходимости (в случаях возможного превышения ПДУ на рабочих местах) нужно
использовать средства индивидуальной или коллективной защиты в соответствии с
"Санитарными нормами и правилами устройства и эксплуатации лазеров" N
2382-81.
3.2. Во
время работы запрещается:
1)
отключать кабель, соединяющий оптический блок и источник питания;
2)
применять взрывоопасные наркотические вещества;
3)
открывать кожухи аппарата;
4)
работать без диэлектрических ковриков;
5)
работать без защитного заземления;
6)
направлять луч лазера на металлические и стеклянные поверхности, а также
предметы, имеющие зеркально отражающие поверхности.
4. Требования безопасности в аварийных
ситуациях
4.1. Необходимо
соблюдать осторожность при работе с излучением мощных лазеров, так как при
попадании излучения на горючие материалы возможно их
возгорание.
4.2. При
аварии персонал обязан:
- при
коротком замыкании, обрыве в системах электропитания отключить главный сетевой
рубильник в помещении и вызвать лицо, ответственное за эксплуатацию аппаратуры
в помещении;
- при поражении человека электрическим током и прочих травмах
действовать согласно инструкции "Первая помощь пострадавшим от
электрического тока и при других несчастных случаях";
- при
поломке коммуникационных систем водоснабжения, отопления и вентиляции,
препятствующих выполнению медицинских операций или процедур, прекратить работу
до ликвидации аварии, сообщить руководителю подразделения и принять меры к предупреждению
возможных аварий.
4.3. При
прекращении подачи электроэнергии персонал должен отключить аппаратуру и
вызвать ответственного за электроустановки.
5. Требования безопасности по окончании
работы
5.1. После
окончания работы (смены) необходимо привести в порядок свое рабочее место и
оборудование, уходя выключить вентиляцию и освещение.
5.2. Обо
всех недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, персонал
обязан сделать соответствующие записи в журнале технического обслуживания и
сообщить администрации.
Примечания:
п.1.1. действует ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация
облучения безопасности труда". Общие положения.
п.1.4. действуют "Правила пожарной
безопасности для учреждений здравоохранения" (ППБО 07-91), утвержденные
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.08.91 г. N 250.
п.1.6. действует Приказ Минздрава СССР от 29 января 1988 г. N 65 "О
введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви
и других средств индивидуальной защиты, а также санаторной спецодежды и
санитарной спецобуви".
п.1.14. действует СНиП 2.08.02-89. "Общественные
здания" с изменениями и "Пособие по проектированию учреждений здравоохранения"
к нему, разработанное Гипрониздравом, 1989 г.
Согласована
Постановлением Президиума ЦК
профсоюза медицинских работников
от 18.04.88 г., протокол N 16