ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ
УКЛАДЧИКОВ АСФАЛЬТОБЕТОНА
ТОИ Р-66-45-95
Дата введения 01.07.95
Машинисты укладчиков
асфальтобетона (далее — «машинисты») при
производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования
безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников
строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального
хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных
норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций
заводов-изготовителей по эксплуатации управляемой машиной.
Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю удостоверение о
проверке знаний безопасных методов работ, получить задание у бригадира или
руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых
работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь.
2. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть с руководителем фронт работ,
ознакомиться с профилем, отметками и особенностями участка, на котором
предстоит работать;
б) уточнить последовательность выполнения
работ и меры по обеспечению безопасности при загрузке бункера асфальтобетоном,
разворотах, стоянках, а также наличие ограждений и предупредительных знаков;
в) произвести ежесменное техническое
обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
г) предупредить о запуске двигателя
работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться,
что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
д) произвести запуск двигателя и проверить на холостом
ходу работу всех механизмов и на малом
ходу работу тормозов.
3. Машинист не должен приступать к работе
при следующих нарушениях требований безопасности:
а) Неисправности механизмов, при которой
запрещается эксплуатация укладчика;
б) наличии
посторонних предметов на пути движения машины, отсутствии ограждений и
предупредительных знаков;
в) недостаточной освещенности рабочего
места машиниста и площадки;
г) отсутствии
средств пожаротушения.
Обнаруженные нарушения требований
безопасности следует устранить собственными силами а
при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ
и ответственному за содержание машины в исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
4. Перед началом работы машинист обязан
убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.
5. Во время работы укладчика машинист должен находиться
на своем месте у механизмов управления, следить
за режимом работы двигателя, показаниями контрольно-измерительных приборов и
работой механизмов.
6. Одновременная работа двух укладчиков
асфальтобетона допускается при расстоянии между ними не менее 10 м, а между укладчиком асфальтобетона
и катком — не менее 3 м
7. При необходимости очистки механизмов и узлов от смеси
машинист обязан полностью остановить машину и выключить двигатель.
8. Прием асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика и очистку кузова самосвала от смеси должен
осуществлять асфальтобетонщик.
9. Машинисту в процессе работы не
разрешается:
а) передавать управление машиной лицам, не
имеющим на это прав;
б) сходить с площадки управления и входить
на нее до полной остановки машины;
в) находиться вблизи горячих боковых
стенок бункера при загрузке его горячей смесью;
г) прикасаться к бункеру, когда в нем
находится асфальтобетонная смесь;
д) допускать асфальтобетоноукладчиков
к регулированию толщины укладываемого слоя;
е) выполнять любые работы по техническому
обслуживанию и ремонту машины при работающем двигателе, за исключением
регулировки двигателя.
10. Выполнять работы в охранной зоне линии
электропередачи допускается при наличии письменного разрешения владельца линии
электропередачи, оформления наряда-допуска, определяющего безопасные условия
работы, и под надзором руководителя работ.
11. При ремонте или техническом обслуживании необходимо
пользоваться исправным инструментом и приспособлениями. При работе ударным
инструментом машинист обязан надевать защитные очки.
12. Транспортирование машины своим ходом с одного места
работы на другое допускается на расстояние не более 1 км.
13. Во время движения укладчика асфальтобетона на подъеме
и спуске машинист не должен переключать передачи.
14. В случае остановки укладчика асфальтобетона на
обочине дороги днем его следует оградить красными флажками, а в темное время
суток и при плохой видимости - красными фонарями по габариту.
15. Перед погрузкой укладчика асфальтобетона на трейлер
машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После
погрузки укладчика его следует надежно закрепить (упорами, растяжками и т.п.).
Во время перевозки машины машинисту не
разрешается находиться в кабине.
16. Во время заправки укладчика асфальтобетона горючим
машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться
огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки,
а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Не
допускается разводить огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
17. При наличии препятствий, высота которых превышает
величину дорожного просвета или которые нельзя преодолеть подъемом рабочего
органа, машину следует немедленно остановить и принять меры к их устранению.
18. При возникновении неисправностей механизмов машины,
при которых согласно инструкции завода-изготовителя запрещается ее
эксплуатация, работу необходимо приостановить и принять меры к устранению
неполадок.
19. При пожаре работу необходимо приостановить и принять
меры к тушению очага загорания. При невозможности самостоятельно ликвидировать
возгорание следует вызвать пожарную охрану и сообщить бригадиру или
руководителю работ.
Требования безопасности по окончании работы
20. По окончании работы машинист обязан:
а) поставить машину на стоянку;
б) поставить рычаг переключения передач в
нейтральное положение и включить тормоз;
в) выключить двигатель;
г) сообщить руководителю работ или лицу, ответственному
за содержание машины в исправном состоянии, о всех
неполадках, возникших во время работы.