СОГЛАСОВАНА
письмом ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 2
сентября 1993г.
N 309-4
|
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя России
от 13 марта 1995 г. № 18-22
с изменением № 1, утвержденным
постановлением Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
№ 18-22
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ
МАШИНИСТОВ
БУЛЬДОЗЕРОВ
ТОИ Р-66-12-93*
Дата введения 01.01.94
Машинисты бульдозеров (далее -
"машинисты") при производстве работ согласно имеющейся квалификации
обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в "Типовой
инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства", настоящей
типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил
Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по
эксплуатации управляемых ими машин.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю удостоверение на право управления бульдозером
и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
в) получить задание у бригадира или руководителя работ.
2. После получения задания на выполнение работы машинист обязан:
а) осмотреть с руководителем место расположения подземных сооружений и
коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками;
б) уточнить последовательность выполнения работы и меры по обеспечению
безопасности;
в) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по
эксплуатации бульдозера;
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или
находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения скоростей
находится в нейтральном положении;
д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих
трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов - вне кабины);
е) после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех
механизмов и на малом ходу работу тормозов.
3. Машинист обязан не приступать к
работе в случае следующих нарушений требований безопасности:
а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкции
завода-изготовителя, при которых не допускается его эксплуатация;
б) при обнаружении подземных коммуникаций, не указанных руководителем
работ, при выполнении работ по срезке или планировке грунта;
в) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте
завода-изготовителя.
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить
собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о
них руководителю работ и лицу по надзору за безопасной эксплуатацией машины.
Требования
безопасности во время работы
4. Перед началом движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии
людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.
5. При работе на пересеченной
местности машинист обязан:
- выключить первую скорость при движении машины под уклон;
- затормозить машину при остановке ее на уклоне.
6. При засыпке выемок в грунте
машинист обязан убедиться в отсутствии в них людей, оборудования, инструмента и
строительных материалов и не допускать выход отвала бульдозера за край откоса.
Запрещается передвижение бульдозера в пределах призмы обрушения откосов.
7. Работа бульдозера в опасной зоне
работающего экскаватора не допускается. Производство работ бульдозером в зоне
действия экскаватора разрешается только при остановке экскаватора и нахождении
ковша на земле.
8. Одновременная работа двух бульдозеров с прицепными скреперами
допускается при расстоянии между ними не менее 20 м. Интервал между работающими
бульдозерами без скреперов должен быть не менее
10 м.
9. При работе бульдозера в местах
проведения взрывных работ перед каждым взрывом грунта бульдозер следует удалить
на безопасное расстояние, указанное руководителем. Возвращение бульдозера к
месту производства работ после взрыва разрешается только после соответствующего
сигнала.
10. При необходимости очистки
отвала бульдозера машинист обязан опустить отвал на землю и выключить
двигатель.
11. При транспортировании машины
своим ходом с одного места работы на другое машинист обязан:
а) поднять отвал бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую
необходимую видимость машинисту по ходу движения;
б) следить за тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал
встречающиеся на пути предметы;
в) соблюдать правила дорожного движения;
г) пересекать железнодорожный путь только на действующем переезде,
руководствуясь соответствующими сигналами;
д) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки
бульдозера на дороге в ночное время.
12.
Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину допускается с
применением жесткого буксира, без сильных рывков. Применение для этих целей
стального каната разрешается только при защищенности стекол кабины машиниста
решеткой или проволочной сеткой.
13. При выполнении сцепки машинист обязан:
- осуществлять маневрирование на первой передаче и внимательно следить за
работником, выполняющим сцепку машины;
- избегать резких рывков;
- по первому сигналу быть готовым затормозить машину;
- осуществлять сцепку только после остановки машины.
14.
Перед погрузкой бульдозера на трайлер машинист обязан убедиться в том, что
трайлер устойчив и заторможен. После
погрузки бульдозера следует опустить его отвал и закрепить бульдозер. Во время
перевозки бульдозера машинисту не разрешается находиться в кабине.
15. Машинисту в процессе работы не разрешается:
а) передавать управление машиной лицам, не имеющим на это прав;
б) оставлять машину с работающим двигателем;
в) перевозить в кабине посторонних лиц;
г) выходить из кабины и входить в нее на ходу.
16. При техническом обслуживании
бульдозера машинист обязан остановить двигатель
и снять давление в гидросистеме.
17. Во время заправки бульдозера
горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и
пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков
топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический
закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины не допускается.
18. При необходимости ремонта или
профилактического осмотра бульдозера отвал следует заблокировать в поднятом
состоянии страховочными цепями или опустить на прочную и устойчивую опору. При
промывке деталей пользоваться этилированным спиртом не допускается.
19. При обнаружении на участке
выполнения земляных работ, не указанных при получении задания, подземных
коммуникаций и сооружений, машинист обязан немедленно приостановить работу и
сообщить об этом руководителю.
20. При работе на косогорах машинисту не следует:
а) делать резких поворотов машины;
б) поворачивать машину с заглубленным рабочим органом;
в) передвигать машину поперек склонов, угол которых превышает указанный в
паспорте машины.
21. При передвижении машины по льду
водоема машинисту следует:
а) трогать машину с места плавно на пониженной скорости без пробуксовки;
б) осуществлять повороты осторожно и на сниженной скорости;
в) держать двери кабины открытыми.
Требования
безопасности по окончании работы
22. По окончании работы машинист обязан:
а) поставить машину на стоянку;
б) поставить рычаг переключения скорости в нейтральное положение и
включить тормоз;
в) выключить двигатель;
г) закрыть кабину на замок;
д) сообщить руководителю работ или ответственному за исправное состояние
машины о всех неполадках, возникших во время работы.