СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70
|
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Госстроя России
от 13 марта 1995 г. № 18-22
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ МАШИН ДЛЯ ЗАБИВКИ И ПОГРУЖЕНИЯ СВАЙ
ТОИ Р-66-35-95
Дата введения 01.07.95
Машинисты машин для забивки и погружения свай (далее — «машинисты») при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
«Типовой инструкции по охране труда для работников строительства,
промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства»,
настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил
Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по
эксплуатации машин для забивки и погружения свай (далее — «машин»).
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке
знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на
рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного
образца.
2. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть с руководителем работ место расположения подземных
коммуникаций и сооружений, которые должны быть обозначены флажками или вешками;
б) уточнить последовательность выполнения свайных работ и меры по
обеспечению безопасности;
в) провести ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации
машины;
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или
находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач
находится в нейтральном положении;
д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих
трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов — вне кабины);
е) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех
механизмов и на малом ходу работу тормозов;
ж) убедиться в наличии ограждений опасной зоны и предупредительных
плакатов, достаточной освещенности площадки, а также в отсутствии посторонних
лиц в зоне свайных работ.
3. Машинист не должен приступать к
работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправности механизмов, а также наличии дефектов металлоконструкций
или канатов, при которых запрещается эксплуатация машины;
б) наличии дефектов грузозахватных приспособлений или несоответствии их
характеру выполняемых работ;
в) несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и вылету
стрелы условиям работы;
г) отсутствии или неисправности сигнального устройства;
д) наличии видимых повреждений железобетонных свай;
е) недостаточной освещенности места производства работ.
Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному
за безопасное производство работ, а также лицу, ответственному за содержание
машины в исправном состоянии.
Требования
безопасности во время работы
4. Передвигать машину необходимо при опущенном молоте по спланированной
площадке.
5.
Подтаскивать сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания
машины, и по прямой линии в пределах видимости машиниста.
6. При подъеме
сваю необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок.
7. Поднимать
свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и
сваи не допускается.
8. Перед
пуском в действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал.
9. При
поднятии и опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем
положении, а наголовник молота - оборудован деревянными вкладышами -
амортизаторами.
10. При
запуске и работе молота машинист обязан следить, чтобы копровщик находился не
ближе 4 м от молота.
11. Изменять
наклон копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель-молота
в нижнем положении.
12. Машинисту
запрещается:
а) допускать к
строповке свай лиц, не имеющих удостоверения копровщика и не закрепленных за
данной машиной;
б) поднимать
сваю, масса которой превышает грузоподъемность агрегата;
в) поднимать
базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов и навесного оборудования;
г) поднимать
сваю и молот одновременно;
д)
подтаскивать сваи, зажатые другими материалами или изделиями, примерзшие к
земле, а также уложенные в штабель свыше двух рядов;
е) поднимать
железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями;
ж) оставлять
сваю и молот на весу в случае временного прекращения работы;
з) передавать
управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения;
и) ослаблять канат, на котором удерживается свая, до установки на нее
дизель-молота;
к) опускать молот или сваю при полном расторможении барабана лебедки с
последующим подхватом на тормоз в конце спуска;
л) снимать молот со сваи, если последняя забита менее чем на 1/3 своей длины;
м) оставлять без присмотра машину во время работы молота;
н) работать неисправным молотом;
о) обслуживать и ремонтировать молот при поднятом и не застопоренном
цилиндре или поршне;
п) принимать участие в работе по срезке и удалению оголовков свай без
оформленного наряда-допуска.
13. При перемещении и установке
машины вблизи выемок машинист должен соблюдать безопасные расстояния от подошвы
откоса до ближайшей опоры машины не менее указанных ниже.
Глубина
выемки, м
|
Расстояние
по горизонтали от полошвы откоса до ближайшей опоры, м, при грунте
|
|
песчаном
|
супесчаном
|
суглинистом
|
глинистом
|
1
2
3
4
5
|
1,5
3,0
4,0
5,0
6,0
|
1,15
2,40
3,60
4,40
5,30
|
1,00
2,00
3,25
4,00
4,75
|
1,00
1,50
1,75
3,00
3,50
|
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
14. При изменении погодных условий
(снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а
также усилении ветра до скорости 15 м/с и
более работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю работ.
15. При появлении признаков
неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма, а также
признаков разрушения сваи работу необходимо приостановить и принять меры к
устранению неисправностей.
16. В случае отклонения забиваемой
сваи от проектного положения или ее разрушения в процессе забивки следует
выдернуть такую сваю с помощью молота двойного действия или вибропогружателя,
если машина оборудована таким агрегатом
Требования
безопасности по окончании работы
17. По окончании работы машинист обязан:
а) опустить молот в нижнее положение, и закрепить его на стреле копра.
Если свая заведена под копер, то дизель-молот опустить на сваю и закрепить
вместе с ней;
6) поставить машину на стоянку;
в) выключить и запереть все пусковые приспособления машины;
г) снять все съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить
в отведенное для хранения место;
д) очистить, протереть и убрать инструмент в предназначенное для этого
место;
е) привести в порядок рабочее место;
ж) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание машины в
исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.