СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70
|
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Госстроя России
от 13 марта 1995 г. № 18-22
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ КАТКОВ САМОХОДНЫХ С ГЛАДКИМИ ВАЛЬЦАМИ
ТОИ Р-66-36-95
Дата введения 01.07.95
Машинисты катков самоходных с гладкими вальцами (далее — «машинисты») при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
«Типовой инструкции по охране труда для работников строительства,
промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства»,
настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил
Российской Федерации, «Правил дорожного движения Российской Федерации», а также
требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации катков самоходных с
гладкими вальцами (далее — «катков»).
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных
методов работ и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых
работ;
б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца;
в) получить задание у бригадира или
руководителя работ.
2. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть с руководителем фронт работ, согласовать последовательность
их выполнения и меры по обеспечению безопасности, проверить наличие и
исправность ограждений места работ и знаков безопасности;
б) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по
эксплуатации катка;
в) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или
находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач
находится в нейтральном положении;
г) произвести запуск двигателя;
д) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех
агрегатов и на малой скорости работу тормозов.
3. Машинист не должен приступать к
работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода — изготовителя катка, при которых не
допускается его эксплуатация;
б) появлении течи в топливной или масляной системе;
в) уклоне местности, превышающем указанный в паспорте
завода-изготовителя.
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить
собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о
них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание машины в исправном
состоянии.
Требования
безопасности во время работы
4. Перед запуском машины машинист
обязан убедиться в отсутствии людей в зоне ее движения и подать звуковой
сигнал.
5. Одновременная работа двух катков
и более, двигающихся один за другим, допускается при расстоянии между ними не
менее 10 м, а при параллельном движении — не менее 1
м.
Приближение катка к бригаде укладчиков асфальта допускается на расстояние
не менее 5 м.
6. При движения катка на уклоне во
избежание сползания или опрокидывания не следует допускать резких поворотов
катка. При движении катка под уклон не следует выключать первую передачу, а при
движении на подъем — переключать
передачи.
7. Нахождение катка вблизи выемок в
грунте с неукрепленными откосами допускается только за пределами призмы обрушения
грунта.
При укатке насыпей грунта расстояние от края вальца катка до бровки
насыпи должно быть не менее 1 м.
8. При выполнении работ катком с
гидравлической системой управления машинисту необходимо следить за исправностью
предохранительного клапана и соединениями гибких шлангов. Шланги со вздутием
или течью масла в соединениях следует заменить. Ремонт шлангов высокого
давления не допускается.
При появлении шумов в гидравлической системе или других узлах катка, не
свойственных нормальной его работе, машинист обязан прекратить работу до
устранения неисправностей.
9. Устранять неисправности,
осматривать отдельные узлы катка, а также смазывать и регулировать их следует
при остановленном двигателе, включенном тормозе и установленном в нейтральное
положение рычаге переключения передач.
10. При перегреве двигателя машинисту следует, находясь с подветренной
стороны, осторожно открыть крышку заливной горловины радиатора, не наклоняясь
над горловиной во избежание ожога горячим паром лица и рук.
11. Машинисту в процессе работы не разрешается:
а) открывать кран слива воды при работающем двигателе, а также сразу
после его выключения;
б) заливать жидкость в радиатор, если двигатель перегрет;
в) заправлять каток горючим при работающем двигателе;
г) оставлять каток с работающим двигателем, а также передавать управление
катком лицу, не имеющему на это права;
д) перевозить на площадке (кабине) катка посторонних лиц, а также
легковоспламеняющиеся материалы.
12. Во время заправки катка горючим
машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться
огнем.
После заправки машину необходимо вытереть от подтеков и смазки, а
замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик.
Разведение огня на расстоянии менее 50 м
от места работы или стоянки машины не допускается.
13. Перед погрузкой катка на
трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен.
После погрузки катка его следует затормозить, подложив под вальцы упоры, и
закрепить соответствующими оттяжками. Во время перевозки катка машинисту не
разрешается находиться в кабине.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
14. При возникновении
неисправностей отдельных узлов и агрегатов катка работу необходимо
приостановить и доложить об этом руководителю работ.
15. В случае возгорания
горючесмазочных или других материалов необходимо залить огонь пеной из
огнетушителя, а отдельные горящие места засыпать песком, землей или накрыть
брезентом.
Тушить горящее топливо водой запрещается. При невозможности затушить очаг
пожара собственными силами машинист обязан вызвать пожарную охрану в
установленном порядке и сообщить об этом бригадиру или руководителю работ.
Требования
безопасности по окончании работы
16. По окончании работы машинист обязан:
а) поставить машину на стоянку;
б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и
включить тормоз;
в) выключить двигатель;
г) закрыть кабину на замок;
д) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в
исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.