СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70
|
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Госстроя России
от 13 марта 1995 г. № 18-22
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ПОГРУЗЧИКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ТОИ Р-66-40-95
Дата введения 01.07.95
Машинисты погрузчиков автомобильных (далее
— «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации
обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по
охране труда для работников строительства, промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции,
разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил
по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движения
Российской Федерации», а также требования инструкций заводов-изготовителей по
эксплуатации погрузчиков автомобильных.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю удостоверение на право управления автомобилем
и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание,
пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале.
2. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа,
гидравлической системы, состояние шин;
б) убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в
отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.;
в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном
положении;
г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты
обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности
машины, в том числе:
- выполнить на малой скорости повороты направо и налево;
- проверить работу тормозов;
- проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки;
- проверить исправность сцепления;
- проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
е) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных
приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша,
вил);
ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов,
разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;
з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи,
трубопроводов и других опасных сооружений.
3. Машинист не должен приступать к
выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;
в) падении давления в шинах;
г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы
или двигателя;
д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;
е) неисправности кранового гуська (износа грузового каната, дефекта
механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;
ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
и) несоответствии груза грузоподъемности машины, установленным рабочим органам
и грузозахватным приспособлениям.
Указанные нарушения требований безопасности должны быть устранены
собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист
обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание
автопогрузчика в исправном состоянии.
Требования
безопасности во время работы
4. При передвижении автопогрузчика
по территории строительной площадки или предприятия машинист обязан:
а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения,
а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
б) при движении в местах скопления людей. возможного их появления
(проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на
строительной площадке и территории предприятия;
г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.
5. При выполнении
погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:
а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
б) транспортировать груз на высоте не менее 300-400 мм от уровня дороги;
в) приближаться к транспортному средству для производства
погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения
двигателя;
г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути
следования, только в сопровождении специально выделенного лица;
д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза
располагался по центру продольной оси стрелы.
6. При погрузке или штабелировании
грунта и сыпучих материалов машинист обязан:
а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не
углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опушенном положении
лопатой или скребком;
в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на
расстоянии не менее 1,0 м от бровки
откоса.
Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал
или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных — свыше 20°.
7. При работе погрузчика,
оборудованного вилочным захватом, машинист обязан:
а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного
прохода вилочного захвата;
б) размешать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его
в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10—15°.
Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате о
неустойчивом положении.
8. При подъеме и транспортировании
груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан:
а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного
руководителем работ;
б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие
массе поднятого груза и схеме строповки;
в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности
погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте не более 100-200 мм, после чего осуществлять подъем
груза на требуемую высоту;
г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения
строп из-под груза без их повреждения.
Машинисту запрещается:
- резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке;
- подтаскивать груз крюком;
- освобождать крюком защемленные грузом стропы.
9. При необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить
машину на трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса
противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
10. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов следует
проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на
надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в
нейтральное положение рычаге переключения передач.
11. При проведении технического
обслуживания машинист обязан:
а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать
его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая
руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной;
в) пользоваться насосом для продувки топливопропода;
г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных
условиях.
При выполнении указанных работ машинисту запрещается:
- открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;
- заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе;
- засасывать топливо ртом через шланг.
12. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным
дорогам машинист обязан:
а) привести рабочий орган в транспортное положение;
б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления
косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;
г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по
сплошному настилу;
д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в
отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке
других машин жесткую сцепку;
з) выполнять требования «Правил дорожного движения Российской Федерации».
13. Производить
погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии
электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством
инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство
работ, при наличии письменного разрешения организации — владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего
безопасные условия работ.
14. Машинистам в зимнее время запрещается:
а) подогревать двигатель открытым пламенем;
б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного
мата.
15. При работе в ночное время
освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света.
Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника
света.
16. Передвижение погрузчика вброд,
по льду, по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения
руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время
переправы по льду водоемов следует держать открытыми.
17. Передвижение погрузчика через
канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на
малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при
этом избегать крутых поворотов на косогорах.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
18. При проколе в процессе работы
шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя,
гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять
меры к устранению неисправности.
19. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или
перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести
погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после
устранения причины потери устойчивости погрузчика.
Требования
безопасности по окончании работы
20. По окончании работы машинист обязан:
а) отвести погрузчик на стоянку;
б) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку;
в) привести рычаги управления в нейтральное положение;
г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;
д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;
в) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить
руководителю или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.