СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70
|
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Госстроя России
от 13 марта 1995 г. № 18-22
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ПЕРЕДВИЖНЫХ
ТОИ Р-66-48-95
Дата введения 01.07.95
Машинисты электростанций передвижных (далее — «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой
инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок
потребителей», а также требования инструкций заводов-изготовителей по
эксплуатации электростанции передвижной (далее —
«электростанции»).
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных
методов работ и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых
работ;
б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца;
в) произвести осмотр и прием электростанции от машиниста предшествующей
смены и получить задание у руководителя работ.
2. После получения задания машинист обязан:
а) проверить наличие надежных ограждений всех элементов электроаппаратуры
пульта управления, наличие и исправность ограждений вращающихся частей
электростанции, заземление электростанции, правильность и надежность крепления
электрических проводов и целостность их изоляции, соответствие плавких вставок
номинальной мощности генератора, затяжку болтовых соединений и надежность
крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и натяжение ремней
клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и охлаждения;
б) проверить наличие и исправность необходимых для работы инструментов и
средств защиты: контрольной лампы или указателя напряжения, диэлектрических
перчаток, галош или бот, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей,
инструмента с изолированными рукоятками;
в) удостовериться в наличии средств пожаротушения.
3. Машинисту запрещается начинать работу в случае:
а) неисправности или неполного количества крепежных деталей и ограждений;
б) наличия видимых повреждений изоляции электрических кабелей или
проводов;
в) отсутствия или неисправности защитного заземления;
г) обнаружения течи масла или горючего в маслотопливопроводах
соответствующих систем;
д) отсутствия защитных средств, инструмента и средств пожаротушения;
е) нахождения электростанции в опасной зоне от действующих механизмов и
строящихся зданий.
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить
собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о
них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание электростанции в
исправном состоянии.
Требования
безопасности во время работы
4. При осмотре топливной системы,
узлов и механизмов электростанции, а также при заправке горючим в темное время
суток следует пользоваться переносной электрической лампой.
5. При пуске электростанции машинист обязан:
а) проверить перед пуском двигателя положение переключателей пульта
управления и убедиться, что они находятся в нейтральном положении;
б) производить пуск двигателя стартером (или рукояткой);
в) после достаточного прогрева двигателя плавным поворотом рукоятки
реостата довести напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней
сети и постепенно ввести нагрузку;
г) после включения нагрузки проверить работу всех агрегатов и параметры
электротока в сети;
д) при появлении стуков и других посторонних шумов остановить двигатель и
устранить неисправность.
6. Во время работы электростанции машинист обязан:
а) вести наблюдение за работой автоматического регулятора числа оборотов
двигателя, а также за показаниями приборов на пульте управления: контролировать
изменения давления и температуры масла, температуры генератора;
б) следить за соединениями топливопроводов, герметичностью стыка головки
и блока цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных газов;
в) не допускать ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при
необходимости остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления;
г) производить осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не
проникая за сетки, дверцы и другие ограждения электростанции;
д) пользоваться при включении или отключении внешних электросетей
электрорубильником, диэлектрическими перчатками, диэлектрической подставкой или
ковриком;
е) открывать пробку радиатора при перегретом двигателе в рукавице,
отвернув лицо от заливочного патрубка.
7. Машинисту запрещается:
а) заливать бензин во впускной патрубок при запуске двигателя;
б) брать рукоятку пальцами в обхват во избежание обратного удара
рукояткой при пуске перегретого двигателя;
в) использовать при пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или
азота;
г) пользоваться открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а
также при осмотре топливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов:
д) ударять стальными (или другими, способными вызвать искрообразование)
предметами по пробкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их
открывании;
е) измерять уровень масла случайными предметами;
ж) превышать указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора.
8. При каждом включении
электростанции после отключения напряжения во внешней сети машинист обязан дать
предупреждающий сигнал о возобновлении подачи электроэнергии.
9. При необходимости установки
электростанции в помещении машинист обязан проверить проветриваемость помещения
и не допускать установки электростанции для работы в помещении объемом менее
20-кратного объема электростанции.
10. При перебазировании электростанции на другой объект машинисту
следует:
а) слить горючее из баков в бочки;
б) отсоединить электрокабели, свернуть их в бухты и уложить в ящики;
в) закрыть электрические разъемы крышками;
г) демонтировать заземляющий контур;
д) произвести закрепление узлов, агрегатов и инструмента;
е) осмотреть ходовую часть электростанции;
ж) проверить исправность прицепного устройства.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
11. В случае воспламенения топлива
на электростанции машинист обязан прекратить допуск топлива к очагам огня.
Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком, землей, накрыв войлоком,
брезентом. Запрещается заливать водой горящее топливо, электрооборудование и
электропровода, находящиеся под напряжением.
12. В случае появления искрения
щеток при работающем генераторе необходимо остановить двигатель, выяснить
причину и устранить неисправность.
13. При сообщении об аварии на
электролинии или электростанции машинист обязан немедленно отключить
электрогенератор.
Требования
безопасности по окончании работы
14. По окончании работы машинист обязан:
а) отключить внешние линии электропередачи;
б) остановить двигатель;
в) провести контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли
и грязи;
г) проверить затяжку контактов на токоведущих частях генератора,
подгоревшие контакты зачистить до металлического блеска;
д) привести в порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и
уложить в специальный металлический ящик;
е) привести в порядок и сложить в отведенное место инструмент и
приспособления;
ж) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в
исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.