ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СОГЛАСОВАНО:
ЦК профсоюза
работников связи
Российской Федерации
письмо от 20.11.97 г. №
4-681
|
|
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник Управления
почтовой связи
Государственного комитета
Российской Федерации
по связи и информатизации
|
Заместитель начальника
НТУ ОТ Госкомсвязи
России И.П. Зернов
письмо от 30.10.97 г.
№ НТУ ОТ-4-162
|
|
В.В. Коршунов
25.12.97 г.
|
Типовая
инструкция
по охране
труда для проводников-электромонтеров почтовых вагонов
ТОИ
Р-45-58-97
1. Общие
требования безопасности
1.1. Настоящая инструкция определяет безопасные методы
и приемы работ, а также технические и организационные мероприятия,
обеспечивающие безопасность труда проводников-электромонтеров
почтовых вагонов.
1.2. В процессе работы на проводника-электромонтера
могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
1.2.1. повышенное значение напряжения в электрической
цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
1.2.2. движущиеся вагоны, локомотивы, механизмы;
1.2.3. элементы и выступающие части подвижного
состава;
1.2.4. работа на высоте, в условиях повышенного риска;
1.2.5. повышенная температура поверхности оборудования
(открытое пламя, искры при топке котла);
1.2.6. неблагоприятные микроклиматические условия (в
вагоне);
1.2.7. неблагоприятные метеорологические условия при
выполнении наружных работ (вне вагона);
1.2.8. повышенные уровни шума, вибрации;
1.2.9. недостаточные уровни освещенности;
1.2.10. нервно-психические перегрузки.
1.3. К работе в должности проводника-электромонтера
допускаются лица:
1.3.1. не моложе 18 лет;
1.3.2. не имеющие медицинских противопоказаний по
результатам медицинского освидетельствования при поступлении на работу и
периодического их прохождения;
1.3.3. знающие устройство почтового
вагона и его основных узлов, внутреннее оборудование вагона, устройство и
оперативные схемы электрооборудования вагона, правила технической эксплуатации
и инструкции по сигнализации на железнодорожном
транспорте, неисправности, при которых вагоны не должны включаться в
состав поезда, почтовые правила и инструкции, применяемые на данном рабочем
месте, прошедшие обучение и проверку знаний в соответствии с Правилами техники
безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей с присвоением квалификационной группы по
электробезопасности не ниже III.
1.4. При обмене почты с использованием контейнеров проводник-электромонтер должен иметь удостоверение на право
управления кранами.
1.5. Проводник-электромонтер
обязан:
1.5.1. соблюдать нормы, правила и инструкции по охране
труда и другие нормативные правовые акты, связанные с его профессиональной
деятельностью;
1.5.2. правильно применять выдаваемые ему
индивидуальные средства защиты:
- костюм хлопчатобумажный или халат хлопчатобумажный;
- рукавицы комбинированные;
при обслуживании цельнометаллических вагонов
дополнительно:
- галоши диэлектрические (дежурные);
- перчатки диэлектрические (дежурные);
зимой дополнительно:
- куртка на утепляющей прокладке (по поясам);
- брюки на утепляющей прокладке (по поясам);
1.5.3. следить за подаваемыми сигналами,
обеспечивающими безопасность, а также организацию движения поезда и маневровой
работы;
1.5.4. знать правила оказания первой доврачебной
помощи пострадавшим от электрического тока и других несчастных случаях;
1.5.5. немедленно сообщить своему непосредственному
руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, и оказать
первую доврачебную помощь пострадавшим.
1.6. Соблюдать правила пожарной безопасности.
1.7. За нарушение требований настоящей инструкции и
иных нормативных актов по охране труда работники привлекаются к дисциплинарной,
а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в
порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ
2.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. Проводник-электромонтер
перед приемкой почтового вагона обязан получить в цехе технического
обслуживания почтовых вагонов сведения о местонахождении вагона и о пути
безопасного следования к нему.
2.2. При следовании к почтовому
вагону проводник-электромонтер должен быть внимательным к движению на
железнодорожных путях, идти по пешеходным дорожкам, по междупутью или обочине
железнодорожного полота, прислушиваться к сигналам локомотивов и сообщениям по
средствам связи, переходить железнодорожные пути в установленных местах, а при
их отсутствии - только под прямым углом к путям. Особую осторожность
следует соблюдать в темное время суток, при плохой видимости и слышимости, при
снегопаде и гололеде.
2.3. При переходе железнодорожных путей запрещается
наступать на головки рельсов, стрелочные переводы, перебегать пути перед
приближающимся локомотивом, подлезать под вагоны и проходить между близко
стоящими вагонами.
2.4. При приемке почтового вагона проводник-электромонтер
должен проверить исправность оборудования вагона, топки, электроустановок,
освещения, вентиляции, наличие и комплектацию средств сигнализации,
индивидуальной защиты, пожаротушения, инструмента, инвентаря,
санитарное состояние помещений вагона, запасов воды и топлива.
2.5. Индивидуальные средства защиты следует применять
в соответствии с их назначением - постоянно или по необходимости.
2.6. При запахе дыма или гари в вагоне необходимо
выяснить причину и принять меры к его устранению.
2.7. Обнаруженные в вагоне недостатки и неисправности
следует устранить до отправления в рейс.
3.
Требования безопасности во время работы
3.1. Проводник-электромонтер
обязан:
3.1.1. следить за своевременным пополнением запасов
воды и угля;
3.1.2. воду, предназначенную для питья, хранить в
бачках с краном или другой емкости с плотно закрывающейся крышкой;
3.1.3. топливо хранить в специальном люке в холодном
тамбуре.
3.2. В холодный период года температуру воздуха в
вагоне следует поддерживать в пределах от + 17 до + 22 град С.
3.3. При шуровке топлива следует стоять сбоку от
топки, т.к. возможны вспышки скапливающихся в топке газов и вылет наружу искр и
пламени.
3.4. Очищать зольник, поддувало и топку от золы и
шлака следует только на стоянках. Золу и шлак следует собирать в специальную тару
и выносить на станциях.
3.5. При входе поезда в тоннель принудительную
вентиляцию следует отключить.
3.6. Перед обменом почты после полной остановки поезда
проводник-электромонтер обязан протереть поручни, а в
зимнее время - очистить подножки ото льда и снега.
3.7. При обмене почты с
использованием контейнеров необходимо до начала погрузочно-разгрузочных работ
проверить исправность грузоподьемных механизмов на
холостом ходу в соответствии с регламентом.
3.8. На промежуточных станциях снимать и надевать
приводной ремень, осматривать подвагонные устройств и оборудование можно при
стоянке поезда не менее 10 минут, при этом вагон должен быть огражден красными
сигналами железнодорожного образца одним из членов бригады.
3.9. Запрещается:
3.9.1. производить не предусмотренные правилами по
эксплуатации электроустановок работы без снятия напряжения на токоведущих
частях;
3.9.2. пользоваться нагревательными приборами,
открытым огнем вблизи аккумуляторных батарей;
3.9.3. оставлять без присмотра включенные
электронагревательные приборы;
3.9.4. выбрасывать из вагона горящие угли, золу и
шлак;
3.9.5. заливать огонь в топке водой во избежание
ожогов горячим паром и разрыва котла; отогревать открытым огнем, раскаленными
углями или нагретым в топке металлическим предметом замороженные трубы
отопления и водоснабжения;
3.9.6. провозить в вагоне горючие и взрывоопасные
вещества.
4.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении аварийной ситуации
(электрическом замыкании на корпус, разрыве труб в системе отопления,
возникновении очага загорания, несчастном случае и т.п.) проводник-электромонтер
обязан принять экстренные меры по ликвидации происшествия и оказанию первой
доврачебной помощи пострадавшим.
4.2. При аварии, разрыве труб и т.п. для быстрого
охлаждения котла, гашения огня в топке необходимо перевернуть колосниковую
решетку и закрыть обе дверцы топки и поддувала.
4.3. При обнаружении очага загорания
или возникновении пожара следует немедленно остановить поезд стоп-краном (за
исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на железнодорожном мосту,
виадуке, путепроводе и в других местах, не допускающих эвакуации пассажиров из
поезда и препятствующих организации тушения пожара) вызвать бригадира поезда,
отключить источники электроснабжения, за исключением цепей аварийного
освещения, и одновременно приступить к тушению пожара первичными средствами
пожаротушения.
4.4. При срабатывании сигнализации контроля нагрева
букс немедленно остановить поезд стоп-краном.
5. Требования
безопасности по окончании работы
5.1. Произвести генеральную уборку всех помещений
почтового вагона.
5.2. Проверить отсутствие горящего топлива в топке,
очистить топку от золы, шлака.
5.3. Отключить электроустановки вагона.
5.4. Снять спецодежду.
5.5. Сообщить техническому контролеру или другому
ответственному лицу цеха (участка) технического обслуживания почтовых вагонов о
неисправностях вагона или оборудования, замеченных в пути и не устраненных до
окончания рейса.