Генеральное
Соглашение
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями
работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы
Мы, нижеподписавшиеся полномочные
представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений
работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем
Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации
настоящее Генеральное соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие
принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических
отношений на федеральном уровне в 2008-2010 годах, и совместные действия Сторон
по их реализации.
Стороны ставят в числе приоритетных целей
Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики,
обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни
работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого
развития экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов
организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости
рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей
профессионального и карьерного роста работников.
Соглашение является составной частью
коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит
основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне
и региональных соглашений.
Стороны принимают на себя обязательства
развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства,
коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать
определенные Соглашением обязательства и договоренности.
I. Экономическая политика
Стороны считают, что в предстоящий период
экономическая политика государства должна быть ориентирована на реализацию мер,
обеспечивающих динамичное развитие и повышение конкурентоспособности
национальной экономики на основе учета долгосрочных стратегических интересов
экономического развития, инвестиций в человеческий капитал, создания условий
для самореализации граждан, повышения благосостояния населения, утверждения
принципов открытой рыночной экономики, развития конкуренции на рынках товаров и
услуг, обеспечения эффективной защиты прав собственности, повышения
эффективности государственного управления. Стороны принимают на себя следующие
обязательства:
1.1. Содействовать экономическому росту и
повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем:
создания условий и стимулов для модернизации
и диверсификации производства товаров и услуг;
внедрения эффективных механизмов
стимулирования инвестиций и инноваций;
стимулирования энергосбережения,
рационального использования природных ресурсов, способствующих технологической
модернизации, повышению инвестиционного спроса, расширению емкости внутреннего
рынка;
проведения структурных реформ и содействия
модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги;
совершенствования нормативного правового
регулирования, направленного на повышение эффективности функционирования особых
экономических зон, развитие информационных технологий, формирование и
функционирование государственных институтов развития (банков развития,
Инвестиционного фонда, венчурных фондов с государственным участием);
реализации комплекса мер по поддержке
приоритетных отраслей экономики, одновременно исключающих негативные
последствия реализации этих мер для других отраслей;
учета интересов Сторон Соглашения при
выработке позиции Российской Федерации на многосторонних торговых переговорах в
рамках Всемирной торговой организации;
повышения эффективности государственного
управления с целью устранения административных барьеров, поддержки устойчивого
долгосрочного развития.
1.2. Обеспечить в предстоящий период:
переход на долгосрочное (5-20 лет)
прогнозирование социально-экономического развития, включая прогноз развития
трудовых ресурсов, существенное повышение качества прогнозирования;
подготовку законопроекта по вопросам
государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской
Федерации;
проведение консультаций Сторон по основным
параметрам концепции социально-экономического развития Российской Федерации на
долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
обсуждение в рамках Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) хода
реализации приоритетных национальных проектов и осуществление контроля за
эффективным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на их
реализацию.
1.3. Определить и реализовать меры,
направленные на повышение уровня защиты конкуренции и прав собственности, в том
числе подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О
защите конкуренции", учитывающие правоприменительную практику, необходимость
обеспечения эффективного баланса между экономически целесообразной
концентрацией бизнеса и созданием среды для равной и справедливой конкуренции.
1.4. Реализовать меры в сфере проведения
налоговой политики, обеспечивающие снижение налогового бремени на экономику,
повышение стимулирующей функции налоговой системы в целях расширения
экономической деятельности, диверсификации экономики и ее перехода на
инновационный путь развития, в том числе меры, направленные на:
повышение качества администрирования налога
на добавленную стоимость (НДС) и упорядочение ситуации с его возмещением из
бюджета при применении нулевой налоговой ставки, оптимизацию перечня операций,
подлежащих освобождению от налогообложения НДС;
введение института консолидированной
налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций, применение
нулевой ставки налога на прибыль организаций при получении дивидендов
российскими лицами, применение повышающих коэффициентов в отношении основных
фондов, используемых для осуществления научно-технической деятельности в целях
стимулирования инновационной деятельности в экономике.
Провести в Комиссии консультации о внесении
изменений в налоговое законодательство по вопросам снижения ставки НДС с
возможностью ее унификации, введения отсрочки по уплате НДС для вновь вводимых
производств, решения проблемы налогообложения НДС авансов.
Рассмотреть в Комиссии предложения по
внесению изменений в налоговое законодательство, направленных на создание
благоприятного налогового климата для создаваемых производств, в том числе по
предоставлению "налоговых каникул" по налогам на прибыль и на
имущество организаций.
Стороны признают, что налогообложение фонда
оплаты труда должно увязываться с реформой системы социального, медицинского и
пенсионного страхования.
Стороны считают необходимым продолжить
повышение размеров установленных законодательством Российской Федерации
социальных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, а
также разработать предложения по введению дополнительных социальных налоговых
вычетов, направленных на улучшение демографической ситуации в стране.
Стороны обязуются предварительно и в
приоритетном порядке рассматривать в Комиссии подготавливаемые Правительством
Российской Федерации законопроекты и иные нормативные правовые акты,
регулирующие вопросы налогообложения юридических и физических лиц.
1.5. Реализовать меры, содействующие
преодолению технологического отставания и ускоренному обновлению основных
фондов, в том числе меры, направленные на:
разработку концепции совершенствования
амортизационной политики и законопроекта по вопросам формирования и проведения
амортизационной политики в Российской Федерации, рассмотрев при этом
возможность переоценки основных фондов для целей налогообложения;
пересмотр сроков полезного использования
основных фондов и состава амортизационных групп, а также размера
амортизационной премии для отдельных амортизационных групп с учетом приоритетов
экономического развития.
1.6. Осуществить меры, направленные на
укрепление финансовой системы, развитие финансовых институтов, в том числе
меры, обеспечивающие:
создание условий для аккумулирования и
трансформации имеющихся в экономике сбережений в инвестиции, прежде всего в
долгосрочные, привлечения крупных средств из зарубежных источников, повышения
уровня капитализации банковской системы;
внедрение новых инструментов
рефинансирования, развитие систем поручительства и гарантий, безналичных
платежных систем;
совершенствование банковского надзора, защиты
прав кредиторов; соблюдение равенства условий конкуренции между кредитными
институтами различных форм собственности;
ускорение перехода на международные стандарты
финансового учета, расчета капитала, оценки рисков.
1.7. При формировании и проведении
государственной тарифной политики в сфере естественных монополий разработать и
реализовать меры, направленные на:
поэтапное сокращение перекрестного
субсидирования в рамках формирования тарифов на электрическую и тепловую
энергию, а также на соответствующие услуги с учетом развития рыночных отношений
в естественных монополиях и предупреждение возможных негативных последствий
ликвидации перекрестного субсидирования;
содействие расширению сектора рыночной
торговли в регулируемых государством видах экономической деятельности и зоны
рыночного ценообразования, определение долгосрочной ценовой политики
естественных монополий, в первую очередь в отношении цен на газ.
Стороны принимают на себя обязательства:
проводить в Комиссии консультации по вопросам
установления предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) отраслей
естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства; по вопросам,
связанным с социальными последствиями проведения реформ в сфере естественных
монополий и в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также с осуществлением мер по
адресной социальной поддержке низкодоходных групп
населения;
рассматривать в Комиссии вопросы о
государственном контроле соблюдения установленных цен (тарифов) на продукцию
(услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексах изменения
размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о
реализации комплекса мер по повышению эффективности рыночных механизмов
регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
1.8. Совершенствовать нормативную правовую
базу и осуществлять мероприятия, направленные на рациональное использование и
охрану природных ресурсов, предотвращение расхищения и бесконтрольной торговли
природными ресурсами, в том числе лесосырьевыми, рыбными и другими ресурсами,
минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую
среду и сокращение выбросов парниковых газов.
1.9. Реализовать дополнительные меры,
направленные на формирование отечественной системы технического регулирования.
В этих целях Стороны обязуются:
подготовить предложения о внесении изменений
в Федеральный закон "О техническом регулировании" в целях его
гармонизации с международными нормами;
осуществить меры по активизации работы в
сфере национальной и международной стандартизации путем привлечения
представителей организаций к работе в технических комитетах, а также меры по
созданию национальной системы аккредитации, интегрированной в международную
систему аккредитации;
организовать в установленном порядке проведение
публичных обсуждений проектов технических регламентов, предусмотренных
Программой разработки технических регламентов.
1.10. Содействовать дальнейшему развитию
малого предпринимательства, в том числе путем совершенствования законодательной
базы по вопросам налогообложения малых предприятий, улучшения налогового
администрирования, обеспечения доступа к нежилым помещениям, а также расширения
государственной поддержки малого предпринимательства, включая развитие
финансово-кредитной поддержки конкурентоспособности малых предприятий.
1.11. В области бюджетной политики:
проводить в Комиссии консультации по основным
социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации и проекта федерального бюджета (в соответствии с согласованным
Сторонами перечнем показателей согласно приложению N 1);
учитывать при подготовке проекта федерального
закона о федеральном бюджете обязательства, предусмотренные Соглашением, и
предложения Комиссии, требующие финансирования из федерального бюджета;
разработать механизм выделения из
федерального бюджета на основании коллективных договоров средств для проведения
культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди федеральных
государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений,
федеральных органов исполнительной власти, иных исполнительных органов.
1.12. Провести мониторинг финансового
состояния стратегических организаций и их платежеспособности, в случае необходимости
разработать и реализовать предложения по социальной поддержке работников
указанных организаций.
II. Заработная плата, доходы и уровень жизни
населения
Стороны считают необходимым в предстоящий
период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника
на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы работников в
соответствии с ростом эффективности и производительности труда,
совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.
Стороны способствуют совершенствованию
организации труда и заработной платы, обеспечивающих повышение квалификации
работников, рост производительности труда и устойчивое развитие экономики.
Стороны принимают на себя следующие
обязательства:
2.1. Осуществить анализ
социально-экономических последствий повышения с 1 сентября 2007 г. минимального
размера оплаты труда до 2300 рублей в месяц и практики установления минимальной
заработной платы в субъектах Российской Федерации в целях повышения минимального
размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного
населения с 1 декабря 2008 г. и провести в апреле 2008 г. консультации сторон
Соглашения.
При этом повышение минимального размера
оплаты труда должно быть произведено таким образом, чтобы оно не оказало
негативного влияния на экономику Российской Федерации и экономическое положение
субъектов Российской Федерации.
2.2. Ориентироваться при определении
минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций, применяющих тарифные
системы оплаты труда, на оптимизацию удельного веса тарифа в заработной плате
для такой организации.
2.3. Обеспечивать своевременную разработку
Комиссией единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и
местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из
соответствующих бюджетов.
2.4. Обеспечить переход к новым системам
оплаты труда в бюджетной сфере и рекомендовать гарантированный уровень оплаты
труда для каждой профессиональной квалификационной группы в отраслевых
соглашениях.
2.5. Разработать меры по защите материальных
прав работников в случае неплатежеспособности работодателя.
2.6. В целях совершенствования организации
заработной платы работников бюджетных организаций, обеспечения более тесной
увязки уровня оплаты труда с его качеством и результатами, сокращения
дифференциации в оплате труда работников в бюджетном и внебюджетном секторах
экономики разработать в рамках межведомственной рабочей группы Комиссии
предложения по нормативному правовому обеспечению введения в 2008 году новых
условий оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на
основе:
установления Правительством Российской
Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок
заработной платы по профессиональным квалификационным группам;
определения обоснованного соотношения величин
базовых окладов по профессиональным квалификационным группам с целью
обеспечения объективной дифференциации гарантированных размеров оплаты труда
специалистов разного уровня квалификации;
установления Правительством Российской
Федерации перечня обязательных выплат компенсационного характера и перечня
выплат стимулирующего характера.
2.7. Содействовать законодательному оформлению
минимальных государственных социальных стандартов.
2.8. Подготовить предложения по
совершенствованию методологии определения величины прожиточного минимума в
целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в том числе с
учетом зонирования (районирования) территории страны по условиям проживания
населения.
III. Развитие рынка труда и содействие
занятости населения
Стороны считают проведение государственной
политики в области занятости населения, развития трудовых ресурсов,
профессионального образования и подготовки кадров одним из национальных
приоритетов и рассматривают повышение ее эффективности в неразрывной связи с
решением задач социально-экономического развития, обеспечения гарантий и учета
интересов работников и работодателей.
3.1. Стороны обязуются способствовать:
выводу из хозяйственного оборота
неквалифицированных рабочих мест с низкой оплатой и неудовлетворительными
условиями труда;
созданию эффективных рабочих мест с достойной
заработной платой и безопасными условиями труда, ежегодно проводить их
мониторинг и учет;
созданию современной и эффективной системы
мониторинга учета рабочих мест, состояния условий и охраны труда на рабочих
местах;
созданию экономических условий для развития
предпринимательства и самозанятости;
сокращению нелегальной и теневой занятости
населения, стимулированию легализации заработной платы.
3.2. Стороны считают необходимым:
подготовить предложения по разработке
национальной стратегии развития трудовых ресурсов и подготовки кадров с учетом
Рекомендации Международной организации труда N 195 "О развитии людских
ресурсов и подготовке кадров";
разработать прогнозы потребности экономики
России в трудовых ресурсах в отраслевом, профессионально-квалификационном и
региональном разрезах с учетом отраслевых и региональных стратегий развития;
подготовить предложения по развитию
национальной системы квалификаций, в том числе предложения, направленные на
совершенствование национального классификатора профессий (занятий),
модернизацию единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий
рабочих (ЕТКС) и единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), формирование системы признания и
оценки результатов образования и обучения.
3.3. В целях улучшения функционирования рынка
труда Стороны определят и реализуют меры, направленные на:
развитие государственной (национальной)
системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения;
совершенствование услуг государственной
службы занятости, предоставляемых гражданам и работодателям, формирование
регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения,
включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы
занятости населения;
развитие общенациональной системы информации
о рынках труда, отвечающей реальным потребностям работников, работодателей и
государства в качественной и доступной информации о состоянии и динамике
развития рынков труда, подготовку информационно-аналитического сборника
"Атлас профессий";
осуществление регулярной оценки (мониторинга)
качества государственных услуг, предоставляемых работникам и работодателям по
поиску подходящей работы и подходящих работников на основе данных регистра получателей
государственных услуг в сфере занятости населения.
3.4. Стороны осуществят меры, обеспечивающие
реализацию мероприятий Концепции действий на рынке труда на 2007-2010 годы с
учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот
период.
3.5. Стороны рекомендуют предусматривать в
региональных и отраслевых соглашениях обязательства Сторон по вопросам
расширения перечня услуг в области занятости населения, разработки и реализации
региональных программ содействия занятости населения по приоритетным
направлениям развития рынка труда, отраслевых программ развития занятости,
программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения.
3.6. Правительство Российской Федерации
обеспечит в полном объеме бюджетное финансирование (в виде субвенций из
федерального бюджета) осуществления переданных субъектам Российской Федерации
полномочий в сфере занятости населения.
3.7. Стороны ежегодно при формировании
федерального бюджета обязуются проводить в рамках Комиссии консультации по
вопросу ежегодной индексации минимального и максимального размеров пособия по
безработице.
3.8. В целях повышения эффективности внешней
трудовой миграции Стороны обязуются:
ежегодно рассматривать в Комиссии вопросы,
связанные с проведением миграционной политики;
проводить оценку эффективности использования
иностранной рабочей силы;
проводить консультации по вопросам
установления квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы на
основе потребности регионов и секторов экономики в трудовых ресурсах в
профессионально-квалификационном разрезе;
проводить в Комиссии консультации по проектам
законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы
трудовой иммиграции.
3.9. Стороны разработают и реализуют меры,
направленные на повышение уровня территориальной мобильности трудовых ресурсов
(внутренней трудовой миграции).
3.10. Стороны считают необходимым разработать
меры по повышению престижа рабочих профессий и поддерживают проведение
ежегодного всероссийского конкурса профессионального мастерства
"Профессионал года".
3.11. Стороны разработают и реализуют меры,
направленные на повышение качества рабочей силы, адаптацию системы
профессионального образования к потребностям экономики, в том числе по
вопросам:
перспектив развития начального и среднего
профессионального образования;
экономического стимулирования участия
работодателей в развитии профессионального образования, в организации внутрипроизводственного
профессионального обучения;
развития механизмов образовательного
кредитования, его государственной поддержке, экономического стимулирования
профессиональных учебных заведений в трудоустройстве выпускников по полученной
профессии (специальности);
определения прав работодателей, их
объединений на участие в формировании политики в области профессионального
образования и обучения, национальной системы квалификаций, независимой оценке
качества (результатов) образования, в формировании профессиональных и
образовательных стандартов.
3.12. Стороны считают, что уровень общей
безработицы не должен превышать в 2008 году - 7,2 процента, в 2009 году - 7
процентов и в 2010 году - 6,8 процентов от численности экономически активного
населения.
IV. Социальное страхование, социальная
защита, отрасли социальной сферы
В целях формирования современной и
эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан на
основе страховых принципов, создания условий для развития добровольного
страхования Стороны принимают на себя следующие обязательства:
4.1. Продолжить совместную работу по
реформированию системы обязательного социального страхования, определить
приоритеты и инициировать разработку законодательных и иных нормативных
правовых актов по ее развитию, устанавливающих:
дальнейшее законодательное развитие страховых
принципов социальной защиты работающих, разграничение обязательств и источников
финансирования системы обязательного социального страхования работников и
системы государственного социального обеспечения граждан;
перевод обязательств нестрахового
характера государственных внебюджетных фондов на бюджетное финансирование;
введение в практику формирования средств
государственных внебюджетных фондов экономического обоснования на основе
актуарных расчетов, предусматривающих соответствие размеров страховых взносов
объему страховых обязательств, обеспечивающих согласованный социальными
партнерами уровень замещения заработка работника;
более тесную взаимосвязь между тарифами
страховых взносов на обязательное социальное страхование и размерами страховых
выплат;
реальные механизмы участия субъектов
страхования в формировании и управлении страховыми средствами, контроле за их
целевым расходованием, в том числе на региональном уровне;
благоприятный и эффективный налоговый режим
для расширения доступа к негосударственному корпоративному и добровольному
страхованию;
расширение возможностей участия
негосударственных страховых компаний в обязательном социальном страховании.
4.2. Рассмотреть при реформировании
обязательного социального страхования возможность повышения уровня возмещения
утраченного заработка при обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам.
4.3. Рассматривать в Комиссии до внесения в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты
федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации,
Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального
страхования Российской Федерации, а также предложения по страховым тарифам на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Ежегодно заслушивать информацию
государственных внебюджетных фондов о поступлении и расходовании страховых
средств за предыдущий год.
4.4. Определить и реализовать меры по
развитию пенсионной системы в Российской Федерации, обеспечению ее финансовой
устойчивости на основе реальных механизмов социального страхования,
направленные на:
совершенствование тарифной политики
обязательного пенсионного страхования;
выведение базовой части пенсии в систему
государственного пенсионного обеспечения и обеспечение ее финансирования за
счет бюджетных средств;
развитие накопительных принципов формирования
пенсий и стимулирование добровольных платежей на пенсионное обеспечение;
усиление роли негосударственных институтов в
пенсионной системе;
совершенствование налогообложения субъектов
отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, установление для
работодателей и работников благоприятного налогового режима в целях расширения
доступа граждан к добровольному негосударственному пенсионному обеспечению и
страхованию;
совершенствование механизмов и расширение
инструментов инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных
накоплений;
устранение неравенства прав застрахованных
лиц по отношению к накопительным пенсиям.
4.5. Рассматривать возможность повышения
уровня замещения трудовой пенсией утраченного заработка работника и его
доведения до норм, рекомендуемых Международной организацией труда.
4.6. Рассмотреть целесообразность и
возможность создания в рамках системы обязательного пенсионного страхования
обособленных систем для работников отдельных отраслей и форм занятости.
4.7. Содействовать принятию решений по
финансированию досрочного пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями
труда через профессиональные пенсионные системы при соблюдении условий их
обязательности, государственных гарантий сохранности средств в них.
4.8. Определить и реализовать меры,
направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской
помощи, включая:
повышение эффективности использования
ресурсов здравоохранения;
повышение доступности медицинских услуг за
счет расширения возможностей участия негосударственных медицинских организаций
в программах обязательного медицинского страхования.
Способствовать разработке и принятию новой
редакции Федерального закона "Об обязательном медицинском
страховании", предусматривающей страхование лекарственного обеспечения
застрахованных лиц.
4.9. Определить и реализовать меры,
направленные на дальнейшее развитие системы добровольного медицинского
страхования, в том числе за счет исключения из налогооблагаемой базы сумм
взносов работодателей по договорам добровольного медицинского страхования.
4.10. Содействовать распространению опыта
реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание
здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний,
в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных
заболеваний.
4.11. Ежегодно заслушивать информацию
Федерального фонда обязательного медицинского страхования о результатах
дополнительной диспансеризации работающих граждан и информацию Фонда
социального страхования Российской Федерации по проведению углубленных
медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными
производственными факторами.
4.12. Содействовать формированию
законодательной базы в сфере здравоохранения, культуры, физической культуры и
спорта.
4.13. Разработать и реализовать комплекс мер,
направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку
женщин и лиц с семейными обязанностями, а также работающих инвалидов и
ветеранов труда.
4.14. Рассмотреть предложения о механизмах
обеспечения санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их
семей, отдыха и оздоровления детей и подростков.
4.15. Рассмотреть предложения о мерах по
поддержке деятельности стационарных детских оздоровительных учреждений, включая
вопросы землепользования и налогообложения.
4.16. Обеспечивать согласование уровня и
объемов базовых социальных услуг и социальных гарантий, в том числе льгот,
гарантий и компенсаций, установленных для работников бюджетной сферы, при
подготовке соответствующих нормативных правовых актов.
4.17. Считая главной задачей государственной
жилищной политики создание условий для осуществления гражданами их
конституционных прав на жилище, а основной целью современных преобразований в
жилищной сфере обеспечение доступности жилья и создание безопасных и комфортных
условий проживания в нем, Стороны договариваются о следующем:
4.17.1. Подготовить предложения по
нормативному и экономическому обоснованию новых подходов к принципам создания
(строительство, модернизация, реконструкция) и предоставления жилищных фондов
социального использования, предоставляемых в наем различным категориям граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий и развитию организационно-правовых
форм по его содержанию.
4.17.2. Подготовить предложения по внесению
изменений в систему организации управления жилищным фондом в целях
диверсификации задач, форм и методов управления и обеспечения в случае
необходимости публичного контроля видов, стоимости и качества предоставляемых
услуг.
4.17.3. Добиваться начиная с 2008 года
поэтапного снижения федерального норматива максимально допустимой доли расходов
на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
V. Условия и охрана труда, промышленная и
экологическая безопасность
Рассматривая вопросы условий и охраны труда,
промышленной и экологической безопасности в качестве приоритетных направлений
сотрудничества и условий обеспечения достойного труда, Стороны обязуются:
5.1. Определить меры по совершенствованию
норм Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения безопасных
условий и охраны труда, а также механизм их реализации.
5.2. Разработать предложения по внесению
изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в
законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний и налоговое законодательство, направленные на
повышение экономической заинтересованности работодателей в проведении
мероприятий по охране труда и здоровья работников, усиление ответственности
работодателей за создание безопасных условий труда и работников - за соблюдение
правил безопасности труда, применение средств индивидуальной и коллективной
защиты.
5.3. Подготовить и обеспечить реализацию
программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на
снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение
возникновения профессиональных заболеваний, включая совершенствование:
порядка проведения аттестации рабочих мест, а
также обязательных профилактических медицинских осмотров работников;
порядка установления страховых тарифов
(использование индивидуального страхового тарифа в зависимости от состояния
условий и охраны труда в организации);
системы государственного учета и отчетности
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и состояния
условий труда.
5.4. Совершенствовать систему бесплатной
выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями
труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с
загрязнением, сертифицированных спецодежды, спецобуви, а также смывающих, обезвреживающих и других
средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами.
5.5. Развивать и совершенствовать систему
обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет
внедрения новых прогрессивных форм обучения, с учетом отраслевой специфики.
5.6. Сформировать систему аккредитации организаций,
оказывающих услуги в области охраны труда, разработать обязательные требования
к организациям в зависимости от вида оказываемых услуг и видов экономической
деятельности работодателя.
5.7. Определить и реализовать меры,
направленные на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду,
обеспечивающие:
устранение избыточных административных
барьеров при осуществлении нормирования негативного воздействия на окружающую
среду при осуществлении хозяйственной деятельности, взимании платы за указанное
воздействие и обеспечение государственного мониторинга окружающей среды;
совершенствование нормативных правовых актов
в области обращения с отходами производства и потребления, разработку Концепции
обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации;
дальнейшее упорядочение и повышение
эффективности природоресурсной и природоохранной
деятельности, ускорение принятия законодательных и иных нормативных правовых
актов, направленных на экономическое стимулирование экологической деятельности
хозяйствующих субъектов Российской Федерации;
упрощение системы отчетности для субъектов
малого и среднего предпринимательства при осуществлении платы за негативное
воздействие на окружающую среду.
5.8. Рассмотреть возможность устранения
ущерба окружающей среде, нанесенного в результате деятельности государственных
предприятий до 1993 года за счет бюджетного финансирования целевых
экологических программ.
VI. Социально-экономические проблемы развития
северных регионов России
Стороны договорились о необходимости
осуществления мер, направленных на сохранение производственного потенциала,
развитие производительных сил северных регионов Российской Федерации и
обеспечение социальных гарантий гражданам, работающим и проживающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В этих целях:
6.1. Подготовить предложения по разработке
концепции районирования территории Российской Федерации по условиям
хозяйствования, включая установление границ арктической зоны и принятие
федерального закона об Арктике.
6.2. Подготовить предложения по вопросам
совершенствования государственной политики в области социально-экономического
развития северных регионов Российской Федерации, ориентации ее на решение
проблем модернизации и диверсификации структуры экономики северных территорий,
развитие инвестиционной и инновационной активности, дальнейшее развитие
инфраструктуры территорий, в том числе на основе частно-государственного партнерства.
6.3. Разработать предложения по
совершенствованию государственной политики в сфере регулирования миграционных
процессов с целью преодоления негативных демографических тенденций в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая создание эффективной
системы привлечения и закрепления работников в организациях, испытывающих
дефицит рабочей силы.
6.4. Подготовить предложения по развитию
программ содействия занятости работников, высвобождаемых в связи с
реструктуризацией градообразующих организаций, расположенных в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях.
6.5. Рассмотреть в Комиссии вопросы и
подготовить предложения, связанные с установлением размеров районных
коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и порядком их
применения с учетом новых границ субъектов Российской Федераций и муниципальных
образований.
6.6. В целях закрепления проживания и работы
молодежи в северных регионах Российской Федерации разработать предложения по
установлению лицам в возрасте до 30 лет процентной надбавки к заработной плате
в полном размере с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, при условии, если они прожили в указанных
районах не менее 5 лет.
6.7. Определить и реализовать меры по
обеспечению гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, широкого доступа к качественным образовательным,
транспортным, культурным, медицинским и другим социальным услугам.
6.8. В рамках проведения пенсионной реформы
продолжить работу по внесению изменений в федеральные законы "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" и "Об увеличении базовой части
трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях", в том числе изменений, направленных на:
- обеспечение трудовой пенсии в размере,
адекватном трудовому вкладу работника и величине уплачиваемых налогов (страховых
взносов) с заработной платы работников северных регионов Российской Федерации;
- сохранение жителям северных регионов
Российской Федерации повышенной базовой части трудовой пенсии с учетом районных
коэффициентов при выезде их за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей.
6.9. Разработать предложения по усилению
социальной защиты детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, включая обеспечение доступности летнего отдыха в регионах с
благоприятными природно-климатическими условиями, имея в виду увеличение
продолжительности отдыха, возмещение за счет средств различных источников
расходов на его оплату и проезд к месту отдыха и обратно.
VII. Социальное партнерство и координация
действий Сторон Соглашения
Стороны считают необходимым обеспечить в
предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и
повышение его эффективности.
7.1. Стороны обязуются реализовать следующие
меры, направленные на повышение роли Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений в согласовании интересов Сторон:
проводить в рамках Комиссии консультации по
вопросам формирования и проведения социально-экономической политики;
обеспечить безусловное выполнение норм
Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в
подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых
актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических
отношений, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, учета
по ним мнения Комиссии:
проекты законодательных, нормативных правовых
и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, а также
документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются
Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной
власти на рассмотрение в Комиссию до их внесения в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации или до принятия по ним решения
Правительством Российской Федерации;
решения Комиссии, а при наличии
неурегулированных разногласий мнения ее Сторон в отношении направленных в
Комиссию проектов законодательных, нормативных правовых и иных актов
федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, в обязательном порядке
доводятся до сведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации и подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской
Федерации, федеральными органами государственной власти.
Содействовать созданию при федеральных
органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий и
общественных советов, а также участию в них представителей общероссийских
объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов.
7.2. В целях дальнейшего развития системы
социального партнерства Стороны обязуются продолжить совместную работу по:
совершенствованию трудового законодательства,
разработке нормативных правовых актов, связанных с реализацией положений
Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечению активного участия
представителей Сторон Комиссии в работе постоянно действующей рабочей группы
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по обобщению
правоприменительной практики и подготовке предложений по дальнейшему
совершенствованию трудового законодательства;
подготовке к ратификации Европейской
социальной хартии (пересмотренной).
7.3. Стороны обязуются:
рассмотреть разработанную общероссийскими
объединениями профсоюзов систему "Единая переговорная кампания";
проводить мониторинг и анализ опыта
заключения соглашений на отраслевом, региональном, межрегиональном и
территориальном уровнях, а также работы органов социального партнерства;
подготовить предложения по разработке
механизмов дальнейшего совершенствования социального партнерства в бюджетной
сфере;
содействовать развитию связей Комиссии с
трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений
субъектов Российской Федерации.
7.4. В целях распространения принципов
социального партнерства Стороны принимают на себя следующие обязательства:
содействовать созданию объединений
работодателей, в том числе инициировать внесение изменений в нормативные
правовые акты, предусматривающие упрощение финансовой отчетности для объединений
работодателей, отнесение для целей налогообложения в состав прочих расходов,
связанных с производством и реализацией, затрат работодателей в виде сумм
добровольных членских взносов в объединения работодателей, созданные в
соответствии с Федеральным законом "Об объединениях работодателей";
содействовать развитию практики
коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого
бизнеса;
содействовать развитию механизмов досудебного
и внесудебного разрешения трудовых споров, в том числе созданию
специализированных учреждений по разрешению коллективных трудовых споров;
включить в государственный стандарт высшего
профессионального образования дисциплины: "Регулирование
социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства" и
"Основы социального государства";
частично финансировать за счет средств
федерального бюджета Академию труда и социальных отношений и
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов - базовые научные и
учебно-методические профсоюзные центры в сфере социально-трудовых отношений.
7.5. Стороны принимают все зависящие от них
меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области
социально-трудовых отношений.
7.6. Правительство Российской Федерации и
общероссийские объединения работодателей гарантируют невмешательство в
деятельность профсоюзов, соблюдение прав профсоюзов в соответствии с
Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют
созданию и функционированию профсоюзов в организациях.
7.7. Стороны, признавая солидарную социальную
ответственность Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений
работодателей и общероссийских объединений профсоюзов как одно из условий
экономического и социального развития, считают необходимым реализовать меры,
направленные на более четкое разграничение социальной роли и ответственности
участников социального партнерства.
Стороны при этом исходят из того, что:
участие работодателей в решении социальных
задач не может быть заменой государственных обязательств;
социальные инициативы работодателей,
предпринимаемые сверх законодательно установленных обязательств, основываются
исключительно на принципах добровольности.
Стороны считают необходимым поддержать
инициативы общероссийских объединений работодателей в области корпоративной
социальной ответственности, а также развивающуюся практику подготовки
организациями социальных (нефинансовых) отчетов.
7.8. Стороны содействуют развитию отношений с
Международной организацией труда, обеспечивают реализацию Программы
сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда
на 2006-2009 годы, а также содействуют участию в разработке и обсуждении документов
этой организации.
Стороны обязуются провести анализ
правоприменительной практики реализации ратифицированных конвенций
Международной организации труда.
7.9. Стороны принимают на себя обязательства
рассмотреть в Комиссии вопросы, связанные с ратификацией Российской Федерацией
конвенций Международной организации труда и других международных актов согласно
приложению
N 2.
7.10. Правительство Российской Федерации
регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения по
согласованному Сторонами перечню показателей и один раз в полугодие информирует
Комиссию о динамике основных социально-экономических показателей мониторинга
качества и уровня жизни населения согласно приложению N 3.
7.11. Федеральная служба государственной
статистики и ее территориальные органы представляют профсоюзным объединениям и
объединениям работодателей статистическую информацию, необходимую для
проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и в сроки, которые
предусмотрены федеральным планом статистических работ на очередной год.
7.12. В целях освещения деятельности Комиссии
и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в
средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального
партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Российской Федерации.
7.13. Каждая из Сторон в 3-месячный срок
после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Комиссию план
мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием
конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Комиссии.
Стороны принимают на себя обязательства
ежегодно разрабатывать план совместных действий по реализации Соглашения.
7.14. Рабочие группы Комиссии один раз в
полугодие готовят на основе представляемых Сторонами сведений и анализа
реализации Соглашения информацию о ходе выполнения Соглашения, вносят
предложения о ее рассмотрении на заседаниях Комиссии.
Комиссия ежегодно рассматривает ход
выполнения положений Соглашения.
7.15. Стороны договорились, что изменения
вносятся в Соглашение в следующем порядке:
Сторона, проявившая инициативу по внесению
изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале
переговоров с перечнем конкретных изменений;
после получения соответствующего предложения
одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного
месяца;
изменения вносятся в Соглашение по решению
Комиссии.
7.16. В случае если Стороны не заключили
соглашение на последующий период, они принимают решение о продлении настоящего
Соглашения.
7.17. Текст Соглашения публикуется в
"Российской газете" в 2-недельный срок после его подписания.
Приложение N 1
Перечень
основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации и проекта федерального бюджета, по которым проводятся консультации
Сторон
В качестве основных показателей,
характеризующих социальную направленность и результативность бюджетной политики
и подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций по основным
социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации и проекта федерального бюджета, предлагаются следующие.
Показатели прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации:
фонд заработной платы;
доля заработной платы в валовом внутреннем
продукте;
индексация оплаты труда работников
федеральных государственных учреждений;
номинальная и реальная начисленная
среднемесячная заработная плата на одного работника в целом по экономике;
реальные располагаемые денежные доходы
населения;
прожиточный минимум в среднем на душу
населения и в разрезе социально-демографических групп населения
(трудоспособные, пенсионеры, дети);
уровень жизни населения (численность
населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума);
общая численность безработных;
уровень безработицы в процентах к
экономически активному населению;
уровень регистрируемой безработицы.
Показатели проекта федерального бюджета:
расходы федерального (консолидированного)
бюджета на социальную сферу;
увеличение расходов федерального
(консолидированного) бюджета на социально-культурную сферу в сравнении с
прогнозируемыми темпами инфляции;
финансовая помощь другим бюджетам бюджетной
системы и доля получаемых субъектами Российской Федерации дотаций из
федерального бюджета в консолидированном бюджете субъекта;
доля социальных затрат в общей структуре
расходов федерального (консолидированного) бюджета (включая ее дифференциацию -
на образование, здравоохранение и физическую культуру, культуру и искусство,
социальное обеспечение, науку), в том числе в процентах к валовому внутреннему
продукту;
минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его
соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения;
сведения об оплате труда работников
федеральных государственных учреждений;
объем средств федерального
(консолидированного) бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по содействию
занятости;
социальная классификация расходов
федерального (консолидированного) бюджета по социальным адресам получателей
государственных средств (социальная экспертиза расходов федерального бюджета,
направляемых на решение конкретных социальных задач, - сокращение бедности,
повышение рождаемости и снижение смертности, поддержку материнства и детства,
инвалидов и др.).
Приложение N 2
Перечень
конвенций Международной организации труда и других международных актов
1. Конвенция N 42 "О возмещении в
случаях профессиональных заболеваний" (1934 год).
2. Конвенция N 97 "О
трудящихся-мигрантах" (1949 год).
3. Конвенция N 102 "О минимальных
нормах социального обеспечения" (1952 год).
4. Конвенция N 117 "Об основных
целях и нормах социальной политики" (1962 год).
5. Конвенция N 128 "О пособиях по
инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967 год);
6. Конвенция N 130 "О медицинской
помощи и пособиях по болезни" (1969 год);
7. Конвенция N 131 "Об установлении
минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970
год).
8. Конвенция N 140 "Об оплачиваемых
учебных отпусках" (1974 год).
9. Конвенция N 143 "О
злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам
равенства возможностей и обращения" (1975 год).
10. Конвенция N 144 "О
трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых
норм" (1976 год).
11. Конвенция N 154 "О содействии
коллективным переговорам" (1981 год).
12. Конвенция N 157 "Об
установлении международной системы сохранения прав в области социального
обеспечения" (1982 год).
13. Конвенция N 158 "О прекращении
трудовых отношений по инициативе предпринимателя" (1982 год).
14. Конвенция N 161 "О службах
гигиены труда" (1985 год).
15. Конвенция N 168 "О содействии
занятости и защите от безработицы" (1988 год).
16. Конвенция N 173 "О защите
требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" (1992
год).
17. Конвенция N 174 "О
предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 год).
18. Конвенция N 175 "О работе на
условиях неполного рабочего времени" (1994 год).
19. Конвенция N 183 "Об охране
материнства" (2000 год).
20. Конвенция N 184 "О безопасности
и гигиене труда в сельском хозяйстве" (2001 год).
21. Конвенция N 187 "Об основах,
содействующих безопасности и гигиене труда" (2006 года).
22. Конвенция о труде в морском судоходстве
(2006 года).
23. Протокол 2003 года "Уведомление о
несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний и их
регистрации" к конвенции N 155 "О безопасности и гигиене труда в
промышленной среде" (1981 года).
24. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного
обоснованного согласования в отношении отдельных опасных химических веществ и
пестицидов в международной торговле (ООН, г. Роттердам, 10 сентября 1998 года).
25. Стокгольмская конвенция о стойких
органических загрязнениях.
Приложение N 3
Основные
социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни
населения
1. Валовой внутренний продукт
2. Инвестиции в основной капитал
3. Расходы консолидированного бюджета
Российской Федерации на социально-культурные мероприятия*
4. Численность постоянного населения*
5. Ожидаемая продолжительность жизни при
рождении*
6. Общий коэффициент рождаемости
7. Общий коэффициент смертности
8. Естественный прирост (убыль) населения
9. Денежные доходы в среднем на душу
населения
10. Реальные располагаемые денежные доходы
11. Начисленная среднемесячная заработная
плата (номинальная, в целом по экономике, по видам экономической деятельности,
реальная)
12. Просроченная задолженность по заработной
плате
13. Доля оплаты труда наемных работников в
валовом внутреннем продукте
14. Среднемесячный размер назначенных пенсий
(номинальный, реальный)
15. Прожиточный минимум в среднем на душу
населения, в том числе по социально-демографическим группам населения
(трудоспособное население, пенсионеры, дети)
16. Отношение к прожиточному минимуму
среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера
назначенных месячных пенсий
17. Численность населения с денежными
доходами ниже прожиточного минимума
18. Соотношение доходов 10 процентов наиболее
и 10 процентов наименее обеспеченного населения
19. Индекс потребительских цен
20. Доля расходов на питание в
потребительских расходах домашних хозяйств
21. Численность экономически активного
населения (на конец периода)
22. Численность занятых в экономике
23. Распределение занятого населения по
статусу, по видам экономической деятельности
24. Общая численность безработных
25. Численность зарегистрированных безработных
26. Число зарегистрированных безработных на
одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы
занятости (на конец периода)
27. Численность граждан, трудоустроенных при
содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года)
28. Направлено на профессиональное обучение
органами государственной службы занятости
29. Число регионов с напряженной ситуацией на
рынке труда*
30. Численность официальных трудовых
мигрантов, в том числе из стран СНГ
31. Удельный вес работников, занятых во
вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин*
32. Производственный травматизм, в том числе
со смертельным исходом*
33. Основные виды профессиональных
заболеваний*
34. Объем отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и услуг собственными силами в разрезе видов
экономической деятельности: "добыча полезных ископаемых",
"обрабатывающие производства", "производство и распределение
электроэнергии, газа и воды"
35. Минимальный размер оплаты труда
36. Базовые оклады (базовые должностные
оклады), базовые ставки заработной платы работников федеральных государственных
учреждений
_____________________________
* Ежегодно