Московское трехстороннее соглашение на 2010 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица
органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская
Федерация профсоюзов (далее – МФП) от лица московских объединений профсоюзов
(далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей
(работодателей) (далее - МКПП(р))
от лица московских объединений работодателей (далее – Работодатели) заключили
Московское трехстороннее соглашение на 2010 год между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(далее – Соглашение).
В условиях
сложившейся экономической ситуации основной целью настоящего Соглашения является
недопущение снижения достигнутого уровня и качества жизни населения, устойчивое
функционирование экономики города Москвы, обеспечение гарантий занятости населения,
достойного труда и отдыха работников организаций, действующих на территории
города, на основе принципов социального партнерства.
Стороны признают необходимым заключение городского,
отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных соглашений и иных соглашений,
коллективных договоров в организациях, действующих на территории города, и
обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства,
всестороннее содействие. При этом, настоящее Соглашение рассматривается
сторонами, как основа для переговоров с целью заключения отраслевых
(межотраслевых) и окружных соглашений, а также коллективных договоров в
организациях, действующих на территории города Москвы. Обязательства и
гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными и не могут быть
изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие
настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя
обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и
Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный
округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов
Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей
объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) Центрального
федерального округа, Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве
на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и
московскими объединениями работодателей.
Зафиксированные в ряде пунктов настоящего Соглашения
суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий,
включаются в бюджет города Москвы на 2010 год.
Контроль над исполнением настоящего Соглашения
осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию
социально-трудовых отношений (далее – МТК).
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить
изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
1. В области
экономической политики стороны обязуются
1.1. Разработать комплекс мер по стабилизации ситуации
в экономике города и увеличению объемов производства.
1.2. В случаях противоправных и иных
действий юридических или физических лиц, направленных на получение контроля над
организацией, рекомендовать собственникам этих организаций обращаться в
Управление координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы
и незамедлительно информировать Московский городской штаб при Правительстве
Москвы по координации деятельности в области защиты прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей от противоправных поглощений и завладения
имущественными правами.
1.3. Перебазирование организаций, зарегистрированных и
действующих на территории города за его пределы осуществлять в соответствии с
действующим законодательством и с учетом мнения социальных партнеров.
1.4. Продолжить работу по выходу в эфир на
канале ТВЦ программ о деятельности сторон социального партнерства,
инновационном развитии промышленности города Москвы, реальной экономике в
рамках Городской целевой программы «Комплексная программа промышленной
деятельности в городе Москве на 2010-2012 годы», других городских целевых
программ с возмещением МКПП(р)
в установленном порядке затрат на подготовку и производство телевизионных
программ.
1.5. Проводить согласованную политику в вопросах
установления тарифов на энергоносители и услуги коммунального хозяйства.
Правительство и Работодатели:
1.6. Стимулировать участие организаций науки и
промышленности в выставочно-ярмарочных и конгрессных
мероприятиях. Обеспечить проведение совместно с МКПП(р) в рамках Городской целевой программы «Комплексная
программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 гг.» и других
городских целевых программ 2 выставок: «Наука и промышленность – на службе
здоровья москвичей», «Наука и промышленность жилищно–коммунальному
хозяйству» и 2 конгрессов: «О мерах по противодействию рейдерству
и насильственному захвату организаций» и «Проблемы занятости и подготовки
профессиональных кадров» с возмещением МКПП(р) в установленном порядке затрат по их организации и
проведению.
1.7. Обеспечить финансирование мероприятий,
предусмотренных Городской целевой комплексной программой создания инновационной
системы в городе Москве на 2008-2010 гг.
1.8. Осуществить подготовку предложений по оптимизации
затрат на организацию товаропродвижения продукции
московских товаропроизводителей на основе снижения доли участия посредников в
товаропроводящих сетях.
1.9. Проводить анализ осуществляемых мероприятий по
поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства города Москвы в
целях выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию мер поддержки
предпринимательской деятельности на ближайшую и долгосрочную перспективу
1.10. Проводить постоянный мониторинг организаций,
занимающихся инновационной деятельностью, и оказывать им поддержку в рамках
Городской целевой комплексной программы создания инновационной системы в городе
Москве на 2008 – 2010 годы и других программ, предусматривающих поддержку
инновационного предпринимательства
1.11. Ежеквартально по итогам проведения
Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого
предпринимательства представлять в Секретариат Московской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информацию о количестве
проектов, получивших финансовую поддержку из средств бюджета города Москвы в
виде субсидий.
1.12. Способствовать развитию малого и среднего
предпринимательства, включая реализацию мер по:
– развитию государственно-частного партнерства для
строительства технопарков, бизнес-инкубаторов
и промышленных парков;
– предоставлению в установленном порядке финансовой
поддержки организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего
предпринимательства города Москвы при приобретении зданий для создания
технопарков, включая предоставление гарантий и поручительств;
– развитию микрофинансовых
организаций, предоставляя микрофинансовым
организациям, включенным в состав инфраструктуры поддержки малого и среднего
предпринимательства города Москвы в установленном порядке виды финансовой и
имущественной поддержки;
– снижению административных барьеров и уменьшению
числа проверок;
– организации системы подготовки кадров;
– упрощению системы отчетности;
– обеспечению технической и информационной поддержки
малого и среднего предпринимательства.
Правительство:
1.13. Департаментам, комитетам Правительства Москвы,
префектурам административных округов города Москвы выносить вопросы размещения
наружной рекламы предприятий, учреждений или их товаров на Межведомственную
комиссию Правительства Москвы по вопросам распространения рекламы.
1.14. Оперативно направлять сторонам
социального партнерства и правоохранительным органам информацию о наличии
признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении предприятий и
организаций города Москвы.
1.15. Два раза в год (май, октябрь) направлять
имеющуюся информацию в адрес МФП и МКПП(р) о планах перебазирования, реформирования, ликвидации
организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации
освобождаемых территорий.
1.16. Обеспечить предоставление организациям науки и
промышленности субсидий в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, нормативными и правовыми актами города Москвы, из средств
бюджета города Москвы, предусмотренных на промышленную деятельность в 2010
году.
1.17. Информировать социальных партнеров о
формировании реестра закупок по городскому заказ через
сеть Интернет.
1.18. Протокол разногласий
2. В области регулирования рынка труда
В целях обеспечения гарантий
занятости населения города, развития трудовых ресурсов в соответствии с
потребностями экономики и реализации согласованной политики на рынке труда
стороны обязуются:
2.1. При разработке и реализации государственных
городских целевых программ обеспечивать создание и (или) сохранение рабочих
мест для жителей города Москвы.
2.2. Проводить согласованную политику в области
регулирования трудовой миграции.
2.3. Подготовить предложения для утверждения в
установленном порядке квоты на привлечение иностранной рабочей силы в городе
Москве на 2011 год на уровне, не превышающем 200 тыс. чел.
2.4. Разрабатывать и осуществлять меры по опережающему
профессиональному обучению, переквалификации и социальной поддержке работников
в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством)
организаций.
2.5. Оказывать жителям города Москвы с ограниченными
возможностями здоровья содействие в трудоустройстве в соответствии с
медицинскими показаниями, в том числе после окончания ими общеобразовательных
учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального
образования.
2.6. Содействовать совершенствованию и развитию
системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и
учреждений среднего профессионального образования, а также жителей города
Москвы, ищущих работу. Разработать и ввести на постоянной основе в планы
работ общеобразовательных школ города Москвы уроки профессиональной ориентации
учащихся. Предусмотреть оснащение общеобразовательных школ и учебных заведений
профессионального образования города Москвы специализированным оборудованием
для профориентации по рабочим профессиям.
2.7. Организовывать с участием средств массовой
информации информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые
мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка
труда, возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
2.8. Ежемесячно публиковать в газетах «Тверская, 13»,
«Биржа труда», «Солидарность», «Содружество», «Московская промышленная газета»,
«Московская перспектива» и на своих официальных сайтах данные о состоянии рынка
труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального
обучения.
2.9. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы.
2.10. В целях повышения
престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников
провести в марте-сентябре 2010 года городской конкурс профессионального
мастерства «Московские мастера». Обеспечить участие победителей конкурса
профессионального мастерства «Московские мастера» в конкурсе профессионального
мастерства и «Мастера Центральной России».
2.11. Участвовать в подготовке квалификационных
(профессиональных) стандартов по основным профессиям промышленности с учетом
современного уровня требований, предъявляемых работодателями к рабочим
профессиям.
2.12. Оказывать содействие женщинам, имеющим детей, в
трудоустройстве в организации города.
2.13. В целях улучшения
условий труда для работающих женщин, имеющих детей, содействия их
профессиональному росту продолжить практику проведения городского конкурса
«Лучшее предприятие для работающих мам».
2.14. В целях сохранения в городе
Москве системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов работодатель
вправе добровольно ежемесячно вносить в бюджет города Москвы компенсационную
стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для
трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты.
2.15. В организациях, где
предполагается массовое сокращение работников, размещать информацию о
проведении ярмарок вакансий, услугах государственной службы занятости и проводить
иную информационно-разъяснительную работу о возможностях трудоустройства и
профессионального обучения профессиям и специальностям, востребованным на рынке
труда города Москвы.
2.16. В течение 2010 года разработать систему
гарантированного предоставления места первой работы москвичам - выпускникам
образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального
образования города Москвы.
2.17. При угрозе массовых увольнений работников,
разрабатывать меры по предоставлению дополнительных гарантий занятости,
переобучения и социальной поддержки увольняемых работников.
2.18. Содействовать предпринимательской инициативе
граждан, в том числе безработных.
2.19. Протокол разногласий
2.20. Протокол разногласий
Правительство и Работодатели:
2.21. Не допустить роста регистрируемой безработицы
выше уровня ______ процента от численности экономически активного населения.
2.22. В целях обеспечения
дополнительных условий занятости населения способствовать развитию надомного
труда, проведению оплачиваемых общественных работ, временному трудоустройству,
в первую очередь безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске
работы.
2.23. Не допускать изменения целевого назначения
помещений, выделенных городом для осуществления деятельности социально-значимых
предприятии.
2.24. Развернуть работу по внедрению системы целевой
контрактной подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным
образованием, в том числе трехсторонних договоров (работодатель –
образовательное учреждение – обучающийся).
Продолжить работу совместно с МКПП(р) создание и развитие учебных (ресурсных) центров,
необходимых для обеспечения потребности в профессиональной подготовке рабочих
кадров для промышленности на базе промышленных предприятий и других
организаций.
Правительство и Профсоюзы:
2.25. Оказывать в Московском городском правовом центре
"Защита" (учреждение) на безвозмездной основе:
- консультирование по вопросам трудового
законодательства и законодательства о занятости населения для граждан и
организаций города;
- представительство интересов социально незащищенных
категорий населения в судебных органах по вопросам защиты их трудовых прав.
Правительство:<, /span>
2.26. Обеспечить участие Профсоюзов и Работодателей в
определении эффективных направлений расходования средств на обеспечение
занятости населения и развитие профессионального образования в городе Москве.
2.27. В 2010 году разработать прогноз потребности
экономики города Москвы в квалифицированных кадрах по видам экономической
деятельности.
2.28. Осуществлять мониторинг процессов трудовой
миграции, регулярно публиковать в СМИ информацию по вопросам регистрации,
получения иностранными гражданами разрешения на работу в городе Москве.
2.29. Ежеквартально предоставлять МФП и МКПП(р) аналитическую информацию о
состоянии рынка труда и составе безработных, о выполнении программных
мероприятий по содействию занятости населения города Москвы на 2010 год.
2.30. Выдавать положительные
заключения на привлечение и использование труда иностранных работников
организацией-заявителем при отсутствии фактов: высвобождения работников-граждан
России в течение 2009 – 2010 г.г. в связи с сокращением численности, отказа и
невыполнения условий Московского трехстороннего соглашения на 2010 год и
Соглашения о минимальной заработной плате на 2010 год, предъявления к
кандидатам на вакансии требований, не относящихся к квалификации работников и
выполнению ими трудовых функций, существенного занижения размера
заработной платы, создания работодателем социально-бытовых условий проживания
привлекаемых работников, не соответствующих санитарно-гигиеническим
требованиям.
2.31. Сохранить в 2010 году объем финансирования
мероприятий по содействию занятости населения на уровне не ниже 2009 года.
2.32. Ежеквартально информировать социальных партнеров
о создании дополнительных рабочих мест для инвалидов, а также о количестве
средств, поступающих в бюджет города Москвы на создание и сохранение
работодателями квотируемых рабочих мест.
Работодатели:
2.33. Не допускать массового увольнения работников.
Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых
работников за определенный период времени:
- увольнение работников в связи с ликвидацией
организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и
более человек;
- сокращение численности или штата работников
организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней –
но не более 25%;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней –
но не более 25%;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней – но
не более 25%.
2.34. Обеспечивать приоритетное предоставление рабочих
мест выпускникам общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений
начального, среднего профессионального образования, постоянно проживающим на
территории города Москвы.
2.35. В случае угрозы массового увольнения работников
информировать Профсоюзы, Департамент труда и занятости населения города Москвы
не менее, чем за 3 месяца до начала проведения
соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на
уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приёма
работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
2.36. При заключении договоров по подготовке
квалифицированных кадров в московских учреждениях среднего профессионального
образования оказывать содействие в проведении производственной практики.
2.37. Предоставлять в Департамент труда и занятости
населения города Москвы информацию о потребности в работниках (наличии
вакантных рабочих мест, должностей) в соответствии с порядком, установленным в
городе Москве.
2.38. Оказывать содействие в предоставлении работы в
режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени в
организации надомного труда работникам, имеющим 3-х и более детей,
детей-инвалидов.
2.39. Обеспечить обучение (профессиональную
подготовку) и подтверждение по его итогам документами установленного образца
уровня квалификации работников из числа трудовых мигрантов, в том числе
иностранных работников, привлекаемых к работе в пределах установленной
предприятию квоты.
Профсоюзы:
2.40. Предоставлять бесплатную консультационную и
правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также
малообеспеченным гражданам по вопросам трудового законодательства.
2.41. Осуществлять профсоюзный контроль над
соблюдением законодательства, регулирующего трудовые отношения в организациях,
в том числе при смене собственника имущества организации, изменении
подведомственности организации, ее реорганизации.
3. В области политики заработной платы и доходов
населения
В целях повышения уровня
жизни и заработной платы, снижения бедности и социального неравенства в
городе Москве стороны обязуются:
3.1. Размер минимальной заработной платы в городе
Москве не должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного
населения города Москвы, определяемого постановлением Правительства Москвы.
3.2. Публиковать величину
прожиточного минимума по городу Москве, определенную в установленном порядке, а
также по методике Московской трехсторонней комиссии, в газетах «Тверская, 13»,
«Солидарность», «Содружество», «Московская промышленная газета», освещать на
каналах «ТВ - Центр» и «ГТК «ТВ - Столица».
3.3. Принимать меры по погашению имеющейся по
состоянию на 1 января 2010 года задолженности по выплате заработной плате
и способствовать недопущению образования задолженности в 2010 году.
Правительство и Работодатели:
3.4. Обеспечить выплату заработной
платы гражданам, занятым на временных работах, при полной отработке нормы
рабочего времени и выполнившим норму труда с учетом размера материальной
поддержки, оказываемой органами службы занятости населения города Москвы, не
ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о
минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством
Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями
работодателей.
Правительство и Профсоюзы:
3.5. Проводить не реже одного раза в полугодие анализ
фактически складывающегося уровня оплаты труда в бюджетной сфере города Москвы,
в том числе по категориям работающих и типам учреждений, а также практической
реализации мер социальной защиты населения.
3.6. Проводить ежегодный мониторинг
уровня жизни населения и работающих в отраслях экономики города.
Регулярно размещать результаты мониторинга на официальном портале
Правительства Москвы, на сайте МФП и в газете «Солидарность».
Работодатели:
3.7. Обеспечить выплату заработной платы работникам,
полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и
выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной
платы, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе
Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями
профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
3.8. Не допускать задержек выплаты заработной платы
работникам, а также использования форм оплаты труда, не предусмотренных
действующим законодательством.
3.9. Определять денежную компенсацию за задержку
выплат в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в
срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после
установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
3.10. При сокращении численности или штата работников
выходное пособие выплачивать из расчета средней заработной
платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства Российской
Федерации без учета периода работы в режиме неполного рабочего дня
(недели).
3.11. При расчете средней заработной
платы, во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего
полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда
(трудовые обязанности), не может быть менее установленного в Соглашении о
минимальной заработной платы в городе Москве на 2010 год.
Профсоюзы:
3.12. Обеспечить профсоюзный контроль за своевременной
и в полном объеме выплатой заработной платы работникам предприятий и
организаций всех форм собственности, расположенных на территории города Москвы.
4. В области социальной защиты:
В целях развития комплекса
мер социальной защиты населения, создания условий для развития добровольного
социального страхования
стороны обязуются:
4.1. Способствовать развитию безвозмездного донорства
крови.
4.2. Подготовить предложения по разработке
нормативного правового акта, определяющего статус социально-реабилитационных
трудовых производств.
4.3. Проводить согласованную политику по установлению
платы за пользование жилыми помещениями (плата за наём), платы за содержание и
ремонт жилых помещений, платы за коммунальные услуги, оказываемые населению
4.4. Подготовить предложения по
разработке нормативного правового акта, определяющего статус социально- реабилитационных трудовых производств.
Правительство:
4.5. Сохранить в 2010 году за счет средств бюджета
города Москвы предоставление мер социальной поддержки пенсионерам, ветеранам и
инвалидам с учетом разграничения полномочий между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
4.6. Продолжить работу по развитию в установленном
порядке сети социальных предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе
торговли, общественного питания и бытового обслуживания для продажи населению
социально-значимых товаров, предоставление социально-значимых бытовых услуг и
услуг общественного питания по сниженным ценам.
4.7. Сохранить с учетом разграничения полномочий между
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации объемы гарантированных видов бесплатной
медицинской помощи населению города не ниже предоставляемых в 2009 году.
4.8. Не допускать изменения целевого назначения нежилых
помещений, находящихся в собственности города Москвы и переданных в аренду для
размещения объектов потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной)
доступности осуществления деятельности социально-значимых предприятий
потребительского рынка и услуг, медицинских, детских дошкольных и школьных
учреждений, учреждений культуры.
4.9. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
города Москвы осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства
города.
4.10. Обеспечить контроль над соблюдением ресурсоснабжающими организациями установленной тарифной
политики, осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию
и услуги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города
Москвы.
4.11. Осуществлять бесплатное одноразовое питание
обучающихся 1-4 классов в образовательных учреждениях города Москвы и
двухразовое питание детей из многодетных и социально-незащищенных семей.
4.12. Продолжить выплату городских компенсационных выплат
на детей до трех лет отдельным категориям населения на возмещение роста
стоимости продуктов питания.
4.13. Осуществлять выплату ежемесячных городских
доплат неработающим и части работающим пенсионерам и инвалидам в размерах,
обеспечивающих им доходы не ниже 2-х городских прожиточных минимумов
пенсионера.
4.14. Обеспечить бесплатным горячим питанием
пенсионеров, инвалидов и детей из малообеспеченных семей в отделениях дневного
пребывания центров социального обслуживания всех типов и оказание им продуктовой
и вещевой помощи.
4.15. Сохранить для пенсионеров,
детей-сирот, детей из многодетных семей и детей, оставшихся без попечения
родителей, бесплатный проезд; для школьников, обучающихся в учреждениях
среднего профессионального образования и студентов дневной формы обучения
высшего профессионального образования, обучающихся в государственных учебных
заведениях и аккредитованных негосударственных учебных заведениях, льготный
проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и
маршрутного такси).
4.16. Направить на обеспечение жителей города Москвы в
2010 году жилые площади в объемах не менее 650 тыс.кв.м,
в том числе на переселение граждан по программе реконструкции пятиэтажного и
ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда, на программы «Молодой семей -
доступное жилье», «Социальная ипотека» и другие общегородские социальные
жилищные программы.
4.17. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2010
год ассигнования на предоставление субсидий для приобретения или строительства
жилых помещений для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных
условий, не ниже уровня 2009 года.
4.18. Обеспечивать капитальный ремонт жилищного фонда
города Москвы в соответствии с городской целевой программой по капитальному
ремонту многоквартирных домов города Москвы на 2008-2014 гг.
4.19. Выделять в соответствии с
городскими жилищными программами жилые помещения сотрудникам бюджетных
организаций города Москвы, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных
условий по месту жительства, по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа
или с использованием социального ипотечного кредитования, а специалистам вновь
вводимых учреждений департаментов образования и здравоохранения города Москвы
в районах массовой застройки – по договорам найма специализированного
жилого помещения.
4.20. Оказывать содействие организациям науки и
промышленности в предоставлении земельных участков для строительства
ведомственного жилищного фонда со статусом служебного жилья.
4.21. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2010
год средства для реализации программы дальнейшего развития коллективного
садоводства для жителей города Москвы в сумме 333,1 млн. рублей.
4.22. Проводить экологический мониторинг по отдельным
природным средам, радиоэкологический мониторинг окружающей природной среды
города Москвы и завершить формирование единой городской системы экологического
мониторинга.
4.23. Предусмотреть средства в составе расходов Комитета общественных связей города Москвы на
поддержку инициатив общественных организаций ветеранов и инвалидов города
Москвы.
Работодатели и профсоюзы:
4.24. Осуществлять общественный контроль расходования
средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по
социальному страхованию.
Работодатели:
4.25. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг
переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) слабослышащим, работающим в организациях, где их численность
составляет более 15 человек.
4.26. Направлять (в течение 5-ти дней) органам
социальной защиты населения информацию о приеме на работу пенсионеров.
4.27. Представлять своевременно и в полном объеме
достоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета работников
организаций в территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации.
4.28. Обеспечить установление должностных
окладов сурдопереводчиков (старших
инструкторов-переводчиков) по обслуживанию глухих рабочих, работающих на
предприятиях, использующих труд инвалидов по слуху, в соответствии с
постановлением Госкомитета по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС
от 19 ноября 1987 года №694/30-48 «Об оплате труда старших инструкторов и
инструкторов-переводчиков, занятых обслуживанием глухих рабочих на промышленных
предприятиях», но не ниже должностных окладов старших мастеров
производственных участков 3-ей группы.
Профсоюзы:
4.29. Обеспечить общественный контроль за
своевременным и в полном объеме перечислением страховых взносов в
государственные внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд
обязательного медицинского страхования Российской Федерации и Московский
городской фонд обязательного медицинского страхования).
5. В области охраны труда и экологии
В целях обеспечения
благоприятных условий и охраны труда, повышения уровня его безопасности,
ликвидации причин производственного травматизма и улучшения экологической
ситуации стороны обязуются:
5.1. При разработке проектов городских целевых
программ и программ социально-экономического развития административных округов
города Москвы, при выполнении которых обязательно соблюдение правил охраны
труда, включать в них мероприятия по обеспечению безопасных условий и охраны
труда.
5.2. Включать представителей профсоюзных органов,
технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в
эксплуатацию и реконструируемые объекты производственной и социальной
сферы. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием
технической инспекции труда МФП и отраслевых профсоюзов.
5.3. Осуществлять контроль за
санитарно-эпидемиологической, противопожарной обстановкой и обеспечением
безопасности пребывания детей и подростков в детских загородных оздоровительных
лагерях.
5.4. Продолжить взаимодействие с федеральными органами
государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового,
природоохранного законодательства и законодательства об охране труда в
организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.
5.5. Продолжить обучение представителей общественных
объединений, организаций и органов исполнительной власти города Москвы по
вопросам охраны труда и обеспечения экологической безопасности.
Правительство и Работодатели:
5.6. Обеспечить выполнение организациями, действующими
на территории города Москвы, санитарно-противоэпидемических требований и
требований экологической безопасности при осуществлении хозяйственной
деятельности, включая транспортировку, обезвреживание и переработку
промышленных и бытовых отходов.
5.7. Продолжить в организациях города Москвы, в том
числе в государственных учреждениях города Москвы, проведение аттестации
рабочих мест по условиям труда, с последующей сертификацией работ по охране
труда.
Правительство:
5.8. Обеспечить финансирование мероприятий по охране
труда и работ по аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных
учреждениях города Москвы за счет средств, выделяемых на их содержание, с
отражением данных (конкретных) расходов в коллективном договоре и
соглашении по охране труда организации.
5.9. Обеспечить размещение в городе Москве социальной
рекламы по вопросам охраны труда, в средствах массовой информации, включая
телевидение, за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете
города Москвы.
Работодатели:
5.10. Обеспечить условия для осуществления
государственного надзора и контроля, профсоюзного контроля профсоюзными
инспекторами труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда
профсоюзных органов за соблюдением трудового законодательства, в том числе,
нормативных правовых актов по вопросам охраны труда и экологической
безопасности.
5.11. Обеспечить в соответствии с
законодательством Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению
условий и охраны труда в организациях, зарегистрированных в городе Москве, при
этом размер выделяемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не
ниже минимального размера заработной платы, установленного Соглашением о
минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством
Москвы, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.
5.12. Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматривать работодателем с участием
профсоюзного органа данной организации для принятия решений, направленных на
ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
5.13. Обеспечить выплату единовременной денежной
компенсации семье в результате смерти работника, наступившей по вине
работодателя, от несчастного случая на производстве в размере не менее 50
минимальных заработных плат в городе Москве.
В случае трудового увечья,
полученного работником на производстве, размер единовременной денежной
компенсации определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной
трудоспособности исходя из размера 50 минимальных заработных плат в городе
Москве.
5.14. Предусмотреть включение мероприятий по
надлежащему содержанию и обеспечению безопасной эксплуатации детских
оздоровительных лагерей в годовые планы предупредительного ремонта организаций,
на балансе которых находятся эти учреждения.
Профсоюзы:
5.15. Осуществлять профсоюзный контроль над
соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду силами
правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных
(доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
5.16. Проводить разъяснительную работу среди
работников организации, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с
индивидуальными предпринимателями, по вопросам охраны труда и предоставления
социальных гарантий.
6. В области молодежной политики, спорта и культуры
В целях создания
условий для самореализации молодежи, обеспечения равных стартовых возможностей
при вступлении во взрослую жизнь, создания условий для гражданского
становления, нравственного, интеллектуального и физического развития граждан
стороны обязуются:
6.1. Проводить городские конкурсы
профессионального мастерства среди обучающихся в учреждениях среднего
профессионального образования.
6.2. Содействовать обеспечению временной занятости
молодежи в свободное от учебы время и в период каникул.
6.3. Создать единый городской банк вакансий временных
рабочих мест для учащейся молодежи.
6.4. С целью осознанного выбора профессии и
информированности молодежи о ситуации на рынке труда города рекомендовать
включать в программу общеобразовательных учреждений уроки профориентации, основ
социального партнерства, охраны труда и проведение профориентационных
экскурсий в организациях в рамках «Дня профессии».
6.5. Соде, йствовать развитию взаимодействия между
образовательными учреждениями начального и среднего профессионального
образования и организациями города Москвы.
6.6. В целях реализации
государственной политики в области воспитания молодежи, повышения престижа
военной службы обеспечить согласованные действия и долевое участие в
финансировании мероприятий военно-патриотического воспитания подрастающего
поколения, организации спортивно-оздоровительного отдыха детей,
культурно-массовых мероприятий, в т.ч. героико-исторической направленности.
6.7. Обеспечить организацию оздоровления и занятости
подростков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений
молодежи.
6.8. Проводить согласованную политику в области
развития культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского и
семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных
объектов города Москвы.
6.9. Принимать меры по сохранению детских
оздоровительных лагерей. В установленном законом порядке
предусмотреть средства на проведение летней оздоровительной кампании 2010 года,
включая выделение на основе нормативно-правового акта Правительства Москвы
субсидии МФП на проведение летней оздоровительной кампании.
6.10. Принимать участие в организации и проведении
культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе
клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений
дополнительного и профессионального образования.
6.11. Оказывать организационно-методическую помощь
клубным и спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лагерям
организаций города Москвы.
6.12. С целью поддержки молодых москвичей в сфере
труда и занятости обеспечить взаимодействие с Московским центром труда и
занятости молодежи «Перспектива».
6.13. Содействовать обеспечению временной занятости
выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования, ищущих работу впервые.
Правительство и Профсоюзы:
6.14. Обеспечить в установленном порядке участие
Профсоюзов в реализации мероприятий городских целевых комплексных программ по
работе с молодежью, культуре и спорту.
6.15. Осуществлять контроль над реализацией
мероприятий по обеспечению отдыха детей в оздоровительных организациях.
6.16. Организовать Новогодние представления для детей
и подростков в дни зимних школьных каникул в Государственном Кремлевском
Дворце и осуществлять в установленном порядке их финансирование на долевых
началах.
6.17. В целях повышения правовой и
экономической культуры молодых граждан систематически проводить занятия среди
обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования
по вопросам трудового законодательства, охраны труда, социального партнерства.
Правительство:
6.18. Предусмотреть по действующим
договорам аренды земельных участков или при их пролонгации, переоформлении, а
также при предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных
организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образовательных
организаций, а также организаций культуры, здравоохранения, физической культуры
и спорта, туризма вне зависимости от их организационно-правовой формы ставку
арендной платы в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка,
используемого профсоюзами или их организациями по целевому назначению
(аренда).
6.19. Осуществлять организационную помощь и
предоставлять субсидии по отрасли «Физическая культура и спорт» организациям
города Москвы независимо от их организационно-правовой формы (за исключением
государственных учреждений) в порядке, установленном нормативными правовыми
актами Правительства Москвы.
6.20. Выделить средства на организацию летнего и
зимнего отдыха и оздоровления студентов дневных отделений государственных
высших учебных учреждений, в пределах выделенных Департаменту семейной и
молодежной политики города Москвы на реализацию социальных программ финансовых
средств.
6.21. Сохранить не ниже достигнутого в 2009 году
количество бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные
лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.
6.22. Осуществлять бесплатные перевозки организованных
групп детей в каникулярный период по установленным сертификатам на проезд.
6.23. Содействовать развитию предпринимательства
молодежи, создавать условия, стимулирующие молодежь к ведению
предпринимательской деятельности, профессиональному росту и социальной
активности.
Профсоюзы:
6.24. Организовать обучение директоров
детских загородных оздоровительных лагерей организаций города Москвы.
6.25. Предусмотреть предоставление на льготных условиях спортивных баз системы профсоюзов для обеспечения
учебно-тренировочного процесса спортивных школ, подведомственных органам
исполнительной власти города Москвы.
7. В области развития социального партнерства
В целях повышения
эффективности взаимодействия социальных партнеров, развития гражданского
общества и системы социального партнерства, на основе взаимной ответственности
и реализации достигнутых договоренностей стороны обязуются:
7.1. Принимать решения по вопросам и проблемам,
включенным в Соглашение, после консультаций на уровне
МТК.
7.2. Официально информировать друг друга о принимаемых
решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, а также по
вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических
отношений.
7.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон
возможность принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудовых
и связанных с ними экономических вопросов.
7.4. Оказывать практическое и методическое содействие
заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в
организациях города.
7.5. Обеспечить заключение на согласованных условиях коллективных договоров и их уведомительную
регистрацию в установленном порядке.
7.6. Способствовать предотвращению и разрешению
коллективных трудовых споров. В случае их
возникновения обращаться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения
коллективных трудовых споров» и выполнять его решения
7.7. Направлять в Учреждение «Трудовой арбитражный суд
для разрешения коллективных трудовых споров» информацию о коллективных трудовых
спорах и о массовых нарушениях трудовых прав работников для оказания содействия
в их урегулировании, систематизации и проведения аналитической работы.
7.8. Оказывать содействие Учреждению «Трудовой
арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», Московскому
городскому правовому центру «Защита» (учреждение), Юридическому центру МКПП в
деятельности по пропаганде трудового законодательства, законодательства о
занятости и законодательства об охране труда в средствах массовой информации
(включая окружные и городские) и объектах наружной рекламы на условиях
социальной рекламы. Размещать в организациях города Москвы информацию с
указанием органов и организаций, занимающихся урегулированием трудовых споров.
7.9. Проводить согласованную политику по созданию
новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных
организаций в организациях всех форм собственности, в том числе в организациях
с участием иностранного капитала, и в организациях, применяющих труд
иностранных работников, осуществляющих свою деятельность в городе Москве.
7.10. Продолжить работу по повышению социальной
ответственности субъектов предпринимательской деятельности вовлечению
российских сетевых компаний и транснациональных компаний в систему социального
партнерства.
7.11. Публиковать в газетах: «Московская промышленная
газета», «Тверская, 13», «Содружество», «Солидарность», окружных средствах
массовой информации и размещать на официальных сайтах сторон материалы,
рассказывающие о практике социального партнерства в городе Москве, а также
информировать редакции СМИ о решениях МТК и мероприятиях, проводимых в рамках
реализации Соглашения.
7.12. Ежемесячно публиковать в газетах «Тверская, 13»,
«Биржа труда», «Солидарность», «Содружество», «Московская промышленная газета»,
«Московская перспектива» и на своих официальных сайтах данные по
социально-трудовым и иным непосредственно связанным с ними вопросам.
7.13. Продолжить работу по формированию
социально-трудовых стандартов для города Москвы.
Правительство и Работодатели:
7.14. Обеспечить выпуск совместных тематических
номеров газеты «Содружество», посвященных проблемам реализации промышленной
политики в городе Москве, внедрению инновационных и научно-технических
разработок, подготовки квалифицированных кадров, охраны труда, занятости и
трудовой миграции в рамках Городской целевой программы «Комплексная программа
промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 годы» с возмещением МКПП(р) в установленном порядке
затрат по их производству.
Правительство:
7.15. Обеспечить взаимодействие с социальными
партнерами при подготовке проектов законов и других правовых актов города
Москвы по вопросам, включенным в настоящее Соглашение.
7.16. Обеспечить в целях реализации статьи 35.1 ТК РФ
условия для участия МТК в работе по разработке и согласованию проектов
документов «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы», «О
проекте бюджета города Москвы».
7.17. При обращении сторон включать в состав
формируемых Правительством Москвы на уровне города Москвы и его
административных округов комиссий, коллегий префектур административных округов
города Москвы, рабочих групп по социально-трудовым и связанным с ними
экономическим вопросам представителей Профсоюзов и Работодателей.
7.18. При обращении работодателей и их объединений в
органы исполнительной власти города Москвы по вопросам
хозяйственно-экономической деятельности, учитывать их участие в системе
социального партнерства города Москвы в установленном порядке.
7.19. Расчет ставки арендной платы
за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, занимаемые
профсоюзами и организациями профессиональных союзов (кроме фондов и
ассоциаций), занимающимися реализацией уставной деятельности профсоюзов,
производить по минимальной ставке арендной платы, утвержденной нормативными
правовыми актами Правительства Москвы.
7.20. Предусмотреть в составе
расходных обязательств бюджета города Москвы на соответствующий период
предоставление субсидий Учреждению «Трудовой арбитражный суд для разрешения
коллективных трудовых споров» в объеме 8 000 000 рублей на возмещение
расходов по оказанию услуг в сфере системы социального партнерства по
предотвращению коллективных трудовых споров и содействию разрешения связанных с
ними конфликтов.
7.21. Оказать содействие в установленном порядке в
части установления арендной платы за занимаемые МКПП(р) помещения в здании по адресу: г. Москва, ул. Новый
Арбат, д. 21, стр. 1 и ее структурным подразделениям на уровне минимальной
ставки, утвержденной на 2010 год по городу Москве.
7.22. Предоставить МФП для размещения окружных советов
МФП, юрисконсультов Московского городского правового Центра «Защита»
(учреждение) в административных округах города Москвы и территориальным
подразделениям МКПП(р)
необходимые помещения.
В соответствии с законодательством Российской
Федерации и Законом города Москвы от 22 октября 1997 года № 44 «О социальном
партнерстве» предусмотреть в окружных соглашениях выделение бюджетных субсидий
на возмещение затрат МФП и МКПП(р)
для создания условий функционирования системы социального партнерства на
территориях административных округов города Москвы.
7.23. Предусмотреть в установленном законом порядке
субсидии учебным центрам профсоюзов в области социально-трудовых отношений в
объеме 24 150 700 рублей, направленных на обучение
представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного
регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым Кодексом
Российской Федерации.
7.24. Предусмотреть в составе расходных обязательств Комитета общественных связей города Москвы на
2010 год предоставление субсидий в установленном законом порядке Московскому
городскому правовому Центру «Защита» (учреждение) на возмещение расходов по
оказанию услуг в сфере социально-трудовых отношений, возложенных на Центр его
учредителями.
7.25. Предоставлять сторонам социального партнерства
информационно-аналитическую записку о состоянии социально-трудовой сферы города
Москвы.
Профсоюзы:
7.26. Продолжить практику проведения консультаций по
правовым вопросам на сайте МФП в сети Internet
7.27. Организовать обучение не менее 20 тысяч
представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового
регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и
соглашений.
7.28. Не выступать организаторами забастовок в случае
выполнения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предусмотренных
настоящим Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями.
8. Особенности использования бюджетных средств на
выполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, окружными трехсторонними
соглашениями, отраслевыми (межотраслевыми) трехсторонними соглашениями:
Органам исполнительной власти города Москвы, главным
распорядителям бюджетных средств, при подготовке нормативного правового акта,
определяющего особенности предоставления субсидий из бюджета города Москвы,
предусмотреть порядок использования бюджетных средств на выполнение
обязательств настоящего Соглашения, отраслевых и окружных трехсторонних
соглашений.
9. Ответственность сторон:
Стороны настоящего Соглашения вправе по взаимному
согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств
по Соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству
Российской Федерации.
10. Заключительные положения:
10.1. Соглашение открыто для присоединения всем
заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе
Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22 октября 1997 г. N
44 «О социальном партнерстве».
10.2. МТК рекомендует включать в коллективные договоры
и соглашения пункты, включенные в приложение к настоящему Соглашению.
10.3. С целью обеспечения реализации
настоящего Соглашения, дальнейшего развития социального партнерства стороны на
основе взаимных консультаций в рамках МТК вырабатывают документы, принимают необходимые
решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти города Москвы, Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
трехсторонней комиссии Центрального федерального округа и добиваются их
реализации.
10.4. Обязательства Работодателей принимают на себя
также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Сторонами социального партнерства составляется план проверки организаций, на
которые распространяется Московское трехстороннее соглашение и выносится на
обсуждение сторон. Проверки осуществляются с участием сторон настоящего
Соглашения. Инициатором проведения проверок может выступать любая сторона
настоящего Соглашения. Документы по запросу одной из сторон предоставляются в
срок не позднее 3 календарных дней с момента получения соответствующего
запроса. Решение о проведении проверок принимается одной из сторон при наличии
в представленных документах достоверных сведений о невыполнении обязательств,
принятых сторонами социального партнерства города Москвы. Взаимные консультации
проводятся не позднее 7 календарных дней после поступления от стороны
письменного уведомления.
10.5. Стороны обязуются информировать жителей города
Москвы о ходе реализации настоящего Соглашения и решений МТК через свои
средства массовой информации.
10.6. Соглашение вступает в силу 1 января 2010 года и
действует до вступления в силу нового.
Приложение 1
к Московскому трехстороннему
соглашению на 2010 год
Московская трехсторонняя комиссия рекомендует включать
в коллективные договоры и соглашения
следующие пункты:
1. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с
ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников
организации, возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое
время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового
договора.
2. Предусмотреть финансирование в размере не менее 2
процентов от прибыли организации мероприятий, направленных на сохранение и
увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост
профессионального мастерства кадров, переподготовку увольняемых работников до
наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и
компенсаций, дополнительных к установленным
федеральными законами.
3. Предусмотреть предоставление оплачиваемого времени
уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на
них обязанностей по контролю условий и охраны труда.
4. Предусмотреть выплату пособия по временной
нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности работника в связи с его
заболеванием или травмой (за исключением несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний) из средств работодателя из расчета
среднемесячного заработка работника.
5. Предусмотреть положение о бесплатной выдаче молока
работникам при наличии вредных веществ в воздухе рабочей зоны, независимо от их
концентрации.
6. Определять порядок индексации заработной платы работников
в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, предусмотрев с целью
снижения чрезмерной дифференциации оплаты труда возможность опережающего роста
оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников, работающих в условиях
полной занятости.
7. Предусмотреть выделение
финансовых средств из прибыли предприятия организации на оплату
санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей,
проведение диспансеризаций с целью профилактики и выявления заболеваний (в том
числе профессиональных) на ранних стадиях, на оказание материальной поддержки
работникам, имеющим детей (при рождении ребенка, приобретении
санаторно-курортных путевок «Мать и дитя», на оплату лечения детей, выплату
пособий женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте от
1,5 лет до 3 лет и др.)
8. Предусмотреть мероприятия по аккумулированию
финансовых средств на приобретение жилой площади для улучшения жилищных условий
работников, содержание объектов социальной сферы.
9. Предусмотреть мероприятия по сохранению объемов
услуг, оказываемых столовыми, культурно-просветительными, спортивными,
оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций, с учетом
действующих норм и фактической численности работающих, поддержанию на должном
уровне их технического состояния.
10. Предусмотреть отчисление средств на дополнительное
негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское страхование
работающих и членов их семей.
11. Для работников, труд которых связан с обеспечением
условий безопасной жизнедеятельности, предусматривать возможность выбора режима
сокращенного и (или) гибкого рабочего времени при повышенной утомляемости в
пути на работу и с работы.
12. Предусмотреть создание условий для осуществления
деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации.
13. Определить порядок согласования работодателем
заявки о потребности в иностранных работниках на очередной год с профсоюзной
организацией.
14. С целью закрепления рабочих кадров в отраслях
производства направить усилия на восстановление традиции наставничества,
обеспечивающего преемственность поколений, сохранение накопленного
профессионального опыта, предусмотреть создание «Молодежных советов» и
организацию условий их деятельности.
15. Производить работникам, пострадавшим от несчастного
случая на производстве, дополнительные выплаты сверх установленных
законодательством Российской Федерации.
16. Оплачивать расходы на погребение работника и
членов его семьи сверх установленного законодательством пособия, выплачиваемого
за счет средств социального страхования.
17. Предоставлять за счет средств работодателя
работающей молодежи и работающим женщинам дополнительные льготы и гарантии, в
том числе:
- возможность повышения квалификации и дальнейшего
обучения;
- профессиональное обучение и переобучение женщин,
имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные необходимостью ухода за
детьми.
18. Предусмотреть порядок и размеры возмещения
работнику расходов, связанных со служебными командировками.
19. Определить размер и порядок возмещения расходов
работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет
разъездной характер, согласно установленному перечню работ, профессий и
должностей.
20. За период отстранения работника от работы по медицинским
показаниям на срок до 4-х месяцев из-за отсутствия соответствующей работы у
работодателя, производить оплату в размере не ниже минимальной заработной
платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве
на 2010 год.
21. Предусмотреть обязательства, направленные на
конкретную поддержку работающих инвалидов, а также работников, имеющих в
составе семей лиц с ограничениями жизнедеятельности.
22. Время приостановки работы в связи с задержкой
выплаты заработной платы на срок более 15 дней считать простоем по вине
работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале
приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее 2/3 средней заработной
платы работника.
23. Предусмотреть включение положений о передаче
коллективного трудового спора в случае его возникновения на рассмотрение в
Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых
споров» и выполнении его решений.
24. Оказывать содействие в улучшении жилищных условий
сотрудникам организации (предприятия), состоящим на жилищном учете.
25. Создавать Советы молодых специалистов в
организациях города, содействовать их работе с оказанием организационной
и финансовой поддержки.
26. Предоставлять право председателю первичной
профсоюзной организации, как уполномоченному представителю работников,
принимать участие в оперативных совещаниях и заседаниях правления организаций с
правом совещательного голоса в соответствии с уставными документами или
коллективным договором.
27. Срочный трудовой договор заключается только в тех
случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный
срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное
не предусмотрено Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными
законами.
28. Предусмотреть в коллективных договорах
организаций, за счет средств работодателя, дополнительные льготы и гарантии
уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов, в
том числе предоставление ежегодного дополнительного оплаченного отпуска на срок
не менее 3-х календарных дней.
29. Обеспечивать высвобождаемым работникам предприятий
- банкротов преимущественное право трудоустройства на не менее чем 70% рабочих мест вновь образуемых на базе имущества ликвидируемых
предприятий.
30. Разрабатывать с учетом мнения профсоюзных
организаций и закреплять в коллективных договорах формы и системы оплаты труда
работников, условия, порядок премирования и другие поощрительные выплат.
31. Ежемесячно запрашивать в соответствующем органе
исполнительной власти полную информацию по мониторингу социально –
экономического положения в организациях, действующих на территории города.
32. Не допускать нецелевого использования средств,
предназначенных для оплаты труда. Представлять профсоюзам необходимую
информацию по формированию и расходованию фонда оплаты труда.
33. Разрабатывать меры, предусматривающие создание
новых (дополнительных) рабочих мест, организацию опережающего профессионального
обучения высвобождаемых работников в целях повышения их трудовой мобильности и
конкурентоспособности на рынке труда.
34. Проводить мероприятия по социальной поддержке
молодых специалистов. Разрабатывать программы по повышению профессиональных
навыков работников без отрыва от производства.
35. Предусмотреть положения о необходимости
поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже 2/3 от общего его
размера.
36. Создавать условия для обеспечения жилыми
помещениями сотрудников, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, за счет работодателя,
в т.ч. с возможным долевым участием работников.
Приложение 2
к Московскому трехстороннему
соглашению на 2010 год
Список организаций по оказанию помощи в урегулировании
трудовых споров для размещения на информационных стендах
в организациях города Москвы
Управление юридической службы Московской Федерации
профсоюзов
тел.688-66-01, 688-76-47
Московская конфедерация промышленников и
предпринимателей (работодателей)
тел./факс (495) 691-99-01
Горячая линия Комитета общественных связей г. Москвы (495) 974-22-55
Коллективные трудовые конфликты: Учреждение «трудовой
арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров»
тел.(495) 688-82-92, факс (495) 688-71-65
Индивидуальные трудовые конфликты: Московский городской
правовой центр «Защита»
тел. (495) 959-89-40, 959-99-88
Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год
между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов
и московскими объединениями работодателей
Правительство Москвы от лица органов исполнительной
власти города Москвы, Московская Федерация профсоюзов от лица московских
объединений профсоюзов, Московская Конфедерация промышленников и
предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений работодателей,
действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством города Москвы, на основании статьи 133.1 Трудового кодекса
Российской Федерации, заключили настоящее Соглашение о следующем:
1. Предусмотреть двухэтапное повышение размера
минимальной заработной платы в городе Москвы. Установить размер минимальной
заработной платы с 1 января 2010 года - 9500 рублей, с 1 мая 2010 года -10100
рублей.
2. Размер минимальной заработной
платы включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму
рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и
исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную
ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а так же доплаты,
надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в
соответствии со ст. 147, ст. 151, ст. 152, ст. 153 Трудового кодекса
Российской Федерации.
3. Настоящее Соглашение распространяется на
работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы,
присоединившихся в порядке, предусмотренном статьей 133.1 Трудового кодекса
Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением
Соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию
социально-трудовых отношений (МТК).
5. Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить
изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.