28-02-2006 Реформа социального страхования не идет - бизнес не выходит из "тени"
Давно назревший вопрос реформирования социального страхования обсуждался на заседании круглого стола, прошедшего в РИА «Новости». Участники дискуссии были едины во мнении, что на сегодняшний день реформа социального страхования не идет, а правительственные меры по снижению ЕСН не принесли должного эффекта по выводу "из тени" российских предприятий. Но на извечный вопрос «Что делать?» у каждого из участников круглого стола был свой ответ. Перед началом дискуссии состоялось подписание двустороннего соглашения о взаимодействии «Деловой России» и Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР). Председатель «Деловой России» Борис Титов назвал это важным событием, фиксирующим взаимодействие двух организаций, в том числе в важных вопросах социально-трудовых отношений. «Социально стабильное и обеспеченное государство создает сильный стимул для развития всего внутреннего рынка, а, значит, и развития бизнеса. Поэтому наше сотрудничество с КСОРР будет развиваться по вопросам социального и налогового законодательства, нам необходимо постоянное взаимодействие в выработке единой позиции деловых организаций и доведения ее до государственных институтов и профсоюзов», - пояснил глава «Деловой России». По его мнению, в отличие от малого и крупного бизнеса средний бизнес вынужден работать в худших условиях хозяйствования и при большей нагрузке. В первую очередь это касается среднего бизнеса реального сектора, занятого в переработке сырья и в сельском хозяйстве. Уровни доходов крупного и среднего бизнеса разнятся значительно, но нагрузка на средний бизнес выше. При этом он, в отличие от крупного, заинтересован не только в хороших условиях хозяйствования, но и в сильном потребителе, стимулирующем его развитие. Поэтому этот сектор экономики как ни один другой заинтересован в поиске баланса «при построении нормальной социально-экономической системы в стране, при сохранении необходимых условий для дальнейшего выгодного развития бизнеса». Б. Титов утверждает, что сегодняшняя ставка ЕСН, которая составляет 26%, не способствует выходу "из тени" средних предприятий. "Ставка ЕСН по-прежнему высока для среднего бизнеса, и реально на рынке выиграли только крупные предприятия. «Затененность бизнеса» - одна из ключевых проблем российской экономики - в "тени" находится 40% российского бизнеса", - сказал он. По его мнению, изменить ситуацию позволит только радикальное снижение ставки до 15%. Ставка должна быть единой для всех предприятий, считает Б. Титов, но на начальном этапе необходимо установить ее в таком размере толко для предприятий с оборотом, не превышающим 1,5 млрд рублей. Координатор партии «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом, депутат Госдумы РФ Владимир Груздев отметил, что на сегодняшний день при решении вопроса снижения ЕСН важно понимать и учитывать интересы бизнеса в целом. «Необходимо учесть интересы среднего и чуть более среднего бизнеса, представленного такой организацией как «Деловая Россия», но нельзя забывать и интересы малых предприятий и предприятий, занимающих нишу между малыми и средними», - подчеркнул он. По его мнению, для крупных предприятий существующая ставка ЕСН эффективна, но для представителей «Деловой России» все может быть иначе. В. Груздев пояснил, что российский бизнес достаточно сегментирован, и поэтому необходим анализ эффективности ЕСН для бизнеса в целом. Он отметил, что сегодняшняя ставка ЕСН эффективна скорее всего для наукоемких и высокотехнологичных предприятий, банковского и страхового сектора. Но для предприятий потребительского рынка и сферы услуг, а также предприятий промышленной сферы этот налог уже не столь эффективен. В. Груздев сообщил о принятом на съезде "Единой России" решении о снижении ставки НДС до 15% при одновременном принятии отдельного закона о минимальном размере почасовой оплаты труда на коммерческих предприятиях. По его мнению, это позволит решить сразу несколько проблем: освобождения дополнительных средств предприятий и предпринимателей и повышения официальной зарплаты. Это, в свою очередь, приведет к росту отчислений не только по ЕСН, но и по подоходному налогу. В. Груздев согласился с мнением Б.Титова о том, что снижение ЕСН до 15% приведет к максимальному выходу бизнеса "из тени". Однако этот вопрос, по его мнению, «стоит обсуждать в свете реформирования не налога, а выплат в страховые фонды». Председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев выступил против механического снижения ставки ЕСН и предложил другой подход. По его мнению, снижение ЕСН необходимо проводить при одновременном трансформировании самой системы социального страхования в принципе, включая три его фонда: обязательного социального страхования, медицинского страхования и пенсионного. Сейчас эти фонды перегружены нестраховыми выплатами, а сама система чрезвычайно непрозрачна и в значительной степени утратила страховые принципы. Он отметил, что, как показала практика, с введением ЕСН администрирование для предприятий не упростилось, а против ожидаемого усложнилось. Кроме того, введение ЕСН создало дополнительные сложности для налоговых органов, и, главное, не был достигнут мультипликативный эффект. «Пока нагрузка на фонд оплаты труда выбивается из общего уровня налогообложения в РФ, бизнес всегда найдет способ оптимизации своих расходов: если подоходный налог в два раза ниже ЕСН, то способы для ухода от ЕСН всегда найдутся», - пояснил О. Еремеев. По его мнению, необходимо вернуться к идее выплат в страховые фонды и отказаться от ЕСН. На сегодняшний день система социального страхования обслуживает как работающее, так и неработающе население. О.Еремеев предлагает разделить работающее и неработающее население. При этом за обеспечение социальной части населения должен отвечать государственный бюджет, и необходимо ввести достойную систему социальной защиты для неработающей категории населения. Работающее население должно страховаться в одном из фондов (на покрытие риска потери работы, болезни и пр.). Необходима также рационализация в вопросе обеспечения сотрудников предприятия медицинским страхованием, которая не учитывается при взимании ЕСН. Само страхование будет заключаться в том, что за каждого сотрудника работодатели будут платить по тарифу, рассчитываемому в зависимости от стажа, возраста и прочих показателей, в один из фондов или в страховую компанию. При этом работодатели могут рассчитывать на адекватную компенсацию из фонда при наступлении страхового случая. Участвовать в этом процессе могут не только государственные страховые компании, но и частные. «База для проведения подобной реформы уже создана при проведении пенсионной реформы. Поэтому модернизация системы - вопрос года», - пояснил О. Еремеев. На вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, как данная реформа упростит на практике жизнь работодателя в сфере малого бизнеса, О.Еремеев ответил, что при переходе на страховые принципы все хозяйствующие субъекты должны находиться в одинаковых условиях. «Если мы создадим прозрачные и внятные условия, объяснив работодателям, что они должны, условно говоря, заплатить и что они за это получат, тогда и можно требовать от предпринимателей исполнения своих обязательств как работодателя», - пояснил он. Комментируя проблемы малых предприятий, возникающие при общении со страховыми компаниями при компенсации потерь, О.Еремеев отметил, что речь идет об отдельных "нерадивых руководителях страховых компаний, и это не значит, что надо в принципе отказываться от цивилизованных отношений". Б.Титов дополнил его ответ: «Из вопросов возникает впечатление неуверенности представителей прессы в эффективности деятельности страховых компаний. Да, есть отдельные моменты, доказывающие сложность отношений. Но не стоит подвергать сомнению весь институт страхования в принципе. Страховые компании в рыночных условиях необходимы. И эффективнее ли государственная страховая компания или частная - вопрос спорный. Но неоспоримо, что частный менеджемент в принципе более эффективен, чем менеджмент государственной компании». |