ОХРАНА ТРУДА
www.tehbez.ru
15-05-2007  Когда строители экономят на безопасности, техника падает им на голову

   Красноярске упал очередной кран. ЧП случилось 7 мая. Стрела рухнула прямо на проезжую часть. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал.
   Подобные инциденты в последнее время происходят с пугающей регулярностью. В марте этого года кран упал в Енисей в районе бывшей деревни Коркино, в декабре прошлого - на площадке строящегося зала заседаний Законодательного собрания объединенного региона, причем прямо на здание администрации края. В октябре при падении подъемной техники погиб человек. Буквально за несколько дней до этой трагедии полностью выгорела кабина еще одного крана. Обошлось, к счастью, без жертв.
   Строители и власти города и края такие происшествия комментируют крайне неохотно. Их можно понять. Регион переживает строительный бум. Вложения в отрасль исчисляются миллиардами, и портить имидж Красноярска как одной большой строительной площадки никому не хочется.
   - По всей видимости, не сработала одна из защитных систем в механизме крана. Это вполне штатная ситуация, однако она заставляет задуматься об усилении контроля над соблюдением правил строительства в регионе, - выразил свое мнение относительно конфуза у здания ЗС заместитель губернатора Николай Глушков.
   Ранее чиновники заверяли общественность, что все ЧП на стройплощадках не носят системный характер и поводов для беспокойства нет. Однако в надзорных инстанциях, куда в последнее время участились обращения жителей города, считают по-другому.
   90 процентов всех кранов свой нормативный срок эксплуатации давно отработали.
   Недавний пример - жалоба группы красноярцев в Енисейское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора по поводу нависшей над проезжей частью стрелы башенного крана на строительстве "высотки" на Взлетке. Кран полностью исправен и крутится, словно флюгер, на вполне законных основаниях: такой модели по техническим характеристикам положено подчиняться "розе ветров", в противном случае произойдет разрушение металлоконструкции крана. Но уже тот факт, что для многих он перестал быть символом развития и великих свершений, а стал носителем потенциальной угрозы для жизни, говорит о многом.
   Специалисты уверены, что участившиеся строительные ЧП - тенденция, которая имеет несколько объективных причин. Одна из них - износ техники. По официальным данным, почти 90 процентов всех кранов в стране свой нормативный срок безопасной эксплуатации давно отработали. Постперестроечные годы серьезно сократили численность отечественных краностроительных заводов и их мощностей. Новое время потребовало от тех, кто выжил, новой продукции по новым же ценам. Стремясь сэкономить, строители идут на различные ухищрения. Например, скупают по окрестным регионам, где строительная отрасль не так бурно развивается, старую технику, из которой собирают новую, как из деталей детского конструктора. Причем не гнушаются подобным "самопалом" даже крупные холдинги, перед которыми, казалось бы, проблема нехватки оборотных средств не стоит. Доказать, что такой кран собран не на заводе-изготовителе, практически невозможно. В советское время никому и в голову не могло прийти, что кто-то будет заниматься подобными вещами, поэтому о жесткой маркировке комплектующих крана не думали.
   Еще одна проблема - активное пользование застройщиками услуг "частников". В 1990-е, когда были проблемы с выплатой зарплаты деньгами, немалое количество техники осело на руках простых граждан. Теперь строительные фирмы активно прибегают к их услугам, поскольку обходится это значительно дешевле.
   - Наша компетенция распространяется только на юридических лиц, - сообщает начальник отдела документооборота ЕМТУ Ростехнадзора Сергей Круглов. - Сотни единиц строительной техники ушли из поля нашего зрения. Это в основном стреловые самоходные краны. До того, как ГАИ стало называться ГИБДД, мы сотрудничали с госавтоинспекцией и ни один автокран не мог получить номер без нашей регистрации. Теперь такого нет. Учитывая огромный поток кранов-манипуляторов, или, как говорят в народе, "вороваек", который идет в край, восстанавливать контроль необходимо. Но пока решить этот вопрос не удается даже на федеральном уровне!
   - Огромную роль играет человеческий фактор, - пояснил "РГ" начальник отдела по надзору за подъемными сооружениями ЕМТУ Ростехнадзора Виктор Третьяков. - "Великих строек" больше нет, упал общий уровень квалификации кадров. Мы выходили на краевой Союз строителей с письмом о сотрудничестве в этой области, но ответа не получили. Это нас очень удивило. Много говорят о том, что в отрасли есть большие деньги. Зачем же тогда экономить на таких мелочах? Причем потенциально себе же в ущерб. Приведу пример: сейчас мы ждем большую волну китайских кранов. Наши предприниматели их активно покупают, забывая поинтересоваться техническими характеристиками. А зачастую краны из КНР рассчитаны на ограничение при работе: минус 25 градусов, а это означает, что в Сибири он может простаивать месяцами. При одинаковой грузоподъемности китайский кран значительно легче отечественного, поскольку у него запас прочности в обрез. При его изготовлении все детали максимально облегчены, что означает, что наш крановщик, привыкший к советской технике, может завалить его в два счета. Понятно, что у властей и строителей есть планы по темпам ввода жилья, город должен расти, но почему такими методами?

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"