ОХРАНА ТРУДА
www.tehbez.ru
27-06-2007  В Государственный реестр опасных производственных объектов внесены 3308 АЗС

   В Сочи 29-31 мая состоялся Всероссийский семинар-совещание руководителей территориальных управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Совершенствование надзорной деятельности на предприятиях нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности». Об основных проблемах организации лицензирования взрывоопасных производственных объектов и надзору за соблюдениям требований промышленной безопасности при эксплуатации АЗС на семинаре рассказала начальник отдела Управления по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта Светлана Жулина.
   В 2007 году во исполнение принятого Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов территориальные органы Ростехнадзора приступают к лицензированию эксплуатации АЗС как взрывоопасных производственных объектов. В настоящее время Ростехнадзор осуществляет в пределах своей компетенции государственный экологический и энергетический надзор на станциях. 3308 АЗС внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов, сообщил г-жа Жулина.
   Обследования указанных АЗС, проведенные территориальными управлениями Ростехнадзора показали, что территории, оборудование и производственные помещения в большинстве случаев не соответствуют установленным нормам безопасности и правилам технической эксплуатации АЗС. Отсутствуют системы улавливания углеводородов, очистные сооружения, системы контроля взрывоопасных концентраций газовоздушной среды на территории площадки АЗС, обеспечивающие взрывобезопасность и экологическую безопасность производственного процесса приема, хранения и отпуска топлива владельцам автомобилей. Часть резервуаров нефтепродуктов непригодна к дальнейшей эксплуатации, так как смонтирована в 40-х — 80-х годах прошлого века и эксплуатируется на протяжении длительного срока с нарушениями правил технической эксплуатации. Большинство АЗС эксплуатируется частными лицами или индивидуальными предпринимателями по кратковременным договорам аренды с владельцами АЗС и у них отсутствует проектная и исполнительно-техническая документация, регламентирующая безопасность проведения работ.
   Работники и специалисты АЗС, связанные с организацией, руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах не проходят обучение и проверку знаний по охране труда, а также медицинские осмотры и все виды инструктажей. АЗС не укомплектованы материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций. Не соблюдаются сроки периодических зачисток и испытаний резервуаров. Технологические трубопроводы и электрооборудование не проходят своевременные испытания.
   Значительное количество жалоб граждан указывает на нарушения требований безопасности при строительстве новых АЗС в селитебной зоне. В основном проблемы возникают из-за несоблюдения санитарной зоны при проектировании и строительстве автозаправок. Они располагаются очень близко к жилым домам. Такого рода проблемы возникли в Ульяновской области, в Республике Башкортостан, в Красноярском крае, в городах Балашиха и Дегунино Московской области.
   В настоящее время Ростехнадзором разработан план мероприятий по лицензированию эксплуатации АЗС, который согласован с общественными организациями «ОПОРА России» и «Российский топливный союз».
   По состоянию на 1 мая 2007 года в Ростехнадзоре имеется информация о 30124 АЗС, которые эксплуатируются 12688 хозяйствующими субъектами. При этом только 1218 организаций имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов.
   В целях обеспечения равномерности процедур лицензирования и контрольных проверок территориальным управлениям целесообразно совместно с организациями разработать мероприятия по координации подготовки хозяйствующих субъектов к лицензированию, а также графики представления документов на оформление лицензий.
   До конца 2007 года необходимо провести регистрацию АЗС в Государственном реестре опасных производственных объектов.
   Часть мероприятий по выполнению лицензионных условий и требований, таких как подготовка и аттестация руководителей и специалистов в области промышленной безопасности, проведение экспертизы промышленной безопасности, сертификация технических устройств и других может быть проведена только с участием уполномоченных организаций. Это учебные центры, экспертные организации и другие организации, оказывающие услуги при лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
   В целях обеспечения открытости проводимой работы и повышения эффективности взаимодействия между Ростехнадзором, общественными объединениями, организациями, эксплуатирующими АЗС, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Положения о лицензировании предлагается образовать Координационный совет, основными задачами которого станут:
   1. Анализ практики лицензирования эксплуатации АЗС, оценка эффективности мер, направленных на решение задач в области обеспечения безопасности эксплуатации АЗС, определение способов, форм и этапов реализации лицензирования и надзора за эксплуатацией АЗС, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этих областях.
   2. Подготовка предложений по разработке нормативных документов, выработке основных направлений по организации лицензирования и надзора за эксплуатацией АЗС, а также по определению мер, направленных на их реализацию; решение организационных и иных вопросов, связанных с привлечением для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научных и иных организаций, а также ученых и специалистов.
   3. Для координации работ с центральным аппаратом и оперативности решения различных вопросов при лицензировании эксплуатации АЗС в территориальных управлениях необходимо приказами назначить должностных лиц, ответственных за координацию указанных работ.
   В настоящее время АЗС контролируются силами отделов химнадзора территориальных управлений, общая численность инспекторского состава составляет 387 чел. Средняя численность инспекторов в управлениях - 4 человека. Надзорные подразделения в основном малочисленны и не самостоятельны. В одиннадцати УТЭН надзор осуществляется одним инспектором. Отдел МТУ по Центральному федеральному округу не укомплектован (всего 3 инспектора).
   Помимо указанных объектов химнадзором контролируются химические, нефтехимические и нефтеперерабатывающие предприятия, объекты хлора, аммиачные холодильные установки и другие химически опасные объекты. Всего под надзором более десяти тысяч организаций промышленности.
   С взятием под надзор АЗС количество поднадзорных объектов нефтепродуктообеспечения увеличится в 10 раз. Руководителям территориальных органов в целях выполнения поставленной задачи необходимо будет оптимизировать структуру с учетом имеющейся численности инспекторского состава и формы надзорной деятельности на указанных объектах.
   В целях повышения эффективности надзора целесообразно обеспечить комплексный подход к проведению надзорных мероприятий с привлечением всех видов надзора, осуществляющих свои функции на указанных объектах, с общей координацией подразделениями химнадзора.
   В целях оказания методической помощи территориальным управлениям Ростехнадзора и хозяйствующим субъектам Управлением разработан проект рекомендаций по лицензированию эксплуатации АЗС как взрывоопасных производственных объектов.
   Лицензирование эксплуатации АЗС уже сегодня находится под контролем Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Ростехнадзор получил представление по нарушениям лицензионного законодательства в УТЭН по Республике Мордовия.
   С другой стороны общественными организациями организованы массовые жалобы в Правительство Российской Федерации. Так, например, только из города Балаково Саратовской области получено одновременно пять жалоб одного содержания.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"