03-08-2007 Пермский край: инвалидизация производства
Уровень несчастных случаев и профзаболеваний в Пермском крае в полтора-два раза выше, чем в среднем по стране. Сохранение трудового ресурса декларируется на самом высоком государственном уровне. Кого ни послушаешь, будь то профсоюзные лидеры, государственные чиновники или народные избранники, каждый ратует за 8-часовой рабочий день, за стопроцентную оплату больничных листов и за безопасный труд. В Трудовом кодексе по-прежнему сохранены все основные социальные гарантии. Однако соблюдать их никто не собирается, по крайней мере, в полном объеме. По этому поводу собираются трехсторонние комиссии, формируются думские комитеты, создаются управления и департаменты, но ничего существенного не происходит. Продвижение вперед на шаг заканчивается отступлением на два. Вот и у нас в крае действует такая комиссия, включающая в себя несколько ведомств: Роспотребнадзор, минздрав, профсоюзы и далее по списку. Системы, разумеется, нет. Вернее, есть у каждого своя. Предложения по усовершенствованию поступают. Но слышать их хотят далеко не все. «В Росстате появляются сведения о состоянии охраны труда по Пермскому краю, которые неизвестно откуда берутся, - заявляет зам. руководителя Роспотребнадзора по Пермскому краю Виктор ХОРОШАВИН, - у нас по этому поводу несколько другие сведения. Причем они могут отличаться от тех, которыми располагают в минздраве. Эти факты указывают на то, что необходимо координировать действия различных ведомств, занимающихся вопросами охраны труда». «ПО», кстати, уже поднимал эту тему в №25 от 2 июля («Фен-шуй или совок?»). Представленные Хорошавиным цифры впечатляют. Даже без комментариев понятно, что мы примерно вдвое превышаем среднероссийские показатели. Это касается и безопасности рабочих мест, и тяжелого травматизма и смертности, и профзаболеваемости, которая на 31% заканчивается утратой трудоспособности. Причины, которые указал представитель Роспотребнадзора: низкая компетентность организаций, проводящих аттестацию рабочих мест, недостаточная техническая оснащенность врачей, проводящих профосмотры. По сведениям Хорошавина, у нас уровень выявления профзаболеваний – 55%, прошедших осмотр, в то время, как в Свердловской области – 95%. Однако, по мнению представителя краевого минздрава Натальи ВОЗГОМЕНТ, низкая «выявляемость» - следствие низкой заболеваемости. «Разница в сорок процентов со свердловчанами - это показатель того, что мы качественнее проводим медицинское освидетельствование при устройстве на работу». Разумеется, если сам себя не похвалишь – не похвалит никто. Однако в Роспотребнадзоре тоже не дремали. В то время, как минздрав «фигурял» цифрами года предыдущего, государевы надзиратели уже в 2007 году собрали с 44 юридических лиц 303 900 рублей в виде штрафов за нарушение условий труда. В ходе этих проверок 614 человек отстранены от работы, 790 переведены на другую. Тогда как в прошлом году было выявлено всего 710 нарушений. Вместе с тем, в Роспотребнадзоре признают, что эти показатели не могут быть объективны, поскольку все проверки плановые, а по плану одно и то же предприятия федеральные чиновники могут проверять не чаще одного раза в два года. При ежедневном падении культуры производства этой периодичности явно не достаточно, чтобы составить объективную картину происходящего. Чего-чего, а скептицизма у федеральных слуг больше, чем у региональных. По их наблюдениям ясно видно, что, если по одним показателям безопасность труда улучшается, ждите ухудшения по другим. В 2006 году улучшения ситуации по травматизму благополучно компенсировались острыми отравлениями на производстве. Их количество за 12 месяцев выросло в 4 раза. При этом сведения, собранные одной инстанцией, не могут быть объективны еще и потому, что легкие и средние расстройства, связанные с профессиональной деятельностью, от одних глаз скрываются достаточно легко. Причина не столько в близорукости проверяющих, сколько в трехсторонней заинтересованности. Первый, кому выгодно спрятать больного, - это работодатель. Причина проста – ему не нужны плохие показатели и лишние расходы на реабилитацию сотрудника. Вторая заинтересованная сторона – лечебное учреждение, проводящее профосмотр. Его выгода в том, чтобы удовлетворить заказчика, то есть руководство предприятия. От его удовлетворенности зависит, получат медики повторный заказ или нет. И третий в этой цепочке - сам работник, которому не хочется терять стаж, оклад и выслугу, одним словом, рабочее место, особенно тогда, когда он проработал на нем более 10 лет. В этой круговой поруке невозможно скрыть только тяжелые травмы и патологии, поскольку они видны даже невооруженным глазом. Да и вооруженность сама по себе относительна. Сумма, выделяемая на профессиональные медосмотры, - 580 рублей на работника в год. В минздраве же настаивают на том, что все прекрасное объективно. И это понятно - краю нужны хорошие показатели, насиженные места и новые инвестиции в старое производство. |