ОХРАНА ТРУДА
www.tehbez.ru
26-03-2009  Мурманская область: производственная травма - как ее предупредить

   Последние пять лет Северо-Западный федеральный округ стабильно удерживает в стране печальное лидерство по уровню производственного травматизма . Отчасти есть тому объективное объяснение: где больше индустриальных предприятий, там и этот показатель (из расчета на тысячу работающих) выше. А ведь в СЗФР сконцентрирован мощный промышленный потенциал, хватает здесь и производств, работа на которых сопряжена с высокой степенью риска. Однако объяснениями дело не поправишь. За что надо браться, чтобы улучшить ситуацию?
   Может быть, виновата устаревшая техника? Да вроде бы нет: по мнению экспертов, корень зла не здесь. Во всяком случае, наиболее крупные предприятия ее постоянно обновляют, причем в последние годы довольно интенсивно.
   - Необходимо менять саму систему управления охраной труда, поскольку значительная доля производственного травматизма связана именно с человеческим фактором, - убежден представитель Международной организации труда (МОТ), доктор технических наук профессор Марат Рудаков. - В частности, в ряде регионов округа до четверти всех несчастных случаев с тяжелым исходом происходит с работниками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Комментарии, как говорится, излишни. Но понятно, что проблема предупреждения промышленного риска гораздо шире.
   Об этом шел разговор на заседании «круглого стола», состоявшегося в рамках совместного проекта областного министерства социального развития и Международной организации труда. Нужно отметить, что наш регион стал одним из первых ее партнеров в продвижении передовой системы охраны труда на Северо-Западе. На эту систему, кстати, в ближайшие годы должны будут перейти все индустриальные регионы страны. И очень важно, что активную заинтересованность в новых подходах к обеспечению производственной безопасности проявили сами предприятия. В обкатку нововведения прежде всего включились «тяжеловесы» - «Апатит», «ФосАгро АГ», «Олкон», СРЗ «Нерпа», а также ряд компаний энергетического комплекса.
   Каков обычный, привычный алгоритм действий? Вот клюнет жареный петух - тогда и начинаются разбирательства, делаются оргвыводы, принимаются меры… Суть же новых подходов заключается как раз в том, чтобы не дожидаться, пока курица-гриль встрепенется. Надо загодя думать, где может произойти ЧП. Загодя выяснить, где тонко. Ведь там - может быть, через день, а может быть, через двадцать лет - но почти непременно порвется. Выяснить и сделать так, чтобы тонкое приобрело надлежащую толщину и не порвалось в критической ситуации. В общем, МОТ ратует за переход от политики реагирования на несчастные случаи на производстве к политике оценки и управления профессиональными рисками.
   - Реализация этого проекта также предусмотрена планом мероприятий Минздравсоцразвия РФ на 2008-2010 годы. С этой целью в России уже принят государственный стандарт, касающийся систем управления охраной труда, который будет введен в действие с 1 июля нынешнего года. Он полностью идентичен тому, который выработан МОТ. Отличие вводимой системы от действующей заключается еще и в том, что она тесно взаимосвязана с управлением качеством и охраной окружающей среды. Причем ключевую роль во всем этом многостороннем процессе должны играть сами работники. В этом и заключается принцип социального партнерства, о котором так много сейчас говорят. Хочу заметить, что подготовлены проекты еще двух стандартов, которые тесно взаимосвязаны с функционированием новой системы, - стандарт аудита и сертификат по управлению охраной труда. А моя задача как координатора проекта - предоставить предприятиям необходимую информацию, чтобы они имели возможность подготовиться к предстоящим изменениям, - пояснил Рудаков.
   Пилотное внедрение новых механизмов - одновременно и первый шаг к тому, чтобы по-новому вспахать правовое поле. Законодательство в области охраны труда необходимо привести в соответствие с нынешними реалиями и целями. К примеру, понятие «профессиональный риск» до сих пор, как ни странно, не закреплено в Трудовом кодексе. Поэтому неудивительно, что зачастую в той или иной ситуации обязанности работодателя и работника трактуются по-разному.
   - Проблема в том, что, скажем, федеральный закон о промышленной безопасности в сущности действует сам по себе, поскольку понятие «охрана труда» определяет не он, а Трудовой кодекс. Но и в кодексе есть свои нюансы, - говорит начальник службы охраны труда СРЗ «Нерпа» Татьяна Назаренко. - Так же разрозненно действуют и контролирующие органы - Гострудинспекция и Ростехнадзор, которые находятся в подчинении разных министерств. Поэтому часто возникают разночтения документов, что приводит к конфликтам. Конечно, профессиональный конфликт между работодателем и нашей службой - это нормальное, в какой-то мере неизбежное явление: интересы направлены в разные стороны. Однако, считаю, в сфере охраны труда конечная цель у нас одна - чтобы на производстве не было несчастных случаев. Если мы умеем донести до руководителя, что те или иные мероприятия позволят их предотвратить, тогда, естественно, он идет навстречу нашим предложениям. Надо сказать, что действующая система охраны труда защищала работника, поэтому направлена против работодателя. Новая система более открыта, поскольку информация будет идти непосредственно от самого работника.
   - К примеру, по такому принципу, - развил эту тему заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности Восточного рудника ОАО «Апатит» Александр Гаврилов. - Сейчас на нашем предприятии составляется «фотография рабочего дня» - то есть подробная информация о том, в каких условиях и сколько времени человек находится на рабочем месте. Она позволяет сделать расчет риска на конкретном участке производства. Раньше параметры этой оценки спускались, так сказать, сверху. Но теперь рабочий сам показывает инженеру по охране труда, мастеру и так далее, как он выполняет ту или иную операцию. Для расчета оценки риска, естественно, привлекаем самых опытных работников.
   Серьезная проблема для многих крупных предприятий - одновременное движение по территории транспорта и пешеходов. Чем больше разделены эти два потока движения, тем, разумеется, меньше риск травматизма. И так будет всегда.
   - Но наш подход к проблеме изменился, - заметил Гаврилов. - Раньше мы проводили так называемые профилактические мероприятия - к примеру, устанавливали дополнительные упреждающие знаки - по результатам расследования несчастного случая. Сейчас риск оцениваем, пока ничего не произошло. Для этого и разработали форму расчета этого риска конкретно для нашего предприятия, которая позволяет увидеть, где он имеет наибольшую степень последствий. Так сейчас и движемся - шаг за шагом по каждому из участков.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"