11-07-2009 Пожалевший денег на охрану труда заплатит трижды
Более 14% москвичей трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам Всего лишь год назад москвичи выбирали работу исходя из расстояния от дома, оплаты и условий труда. А теперь работу просто ищут или дорожат той, которая уже есть. Где уж тут привередничать? Тем не менее на недавнем заседании столичного правительства обсуждали реализацию трехлетнего Комплекса программных мероприятий по охране труда на 2008–2010 годы. Неужели в кризис реально сохранить на столичных предприятиях и организациях не только сами рабочие места, но и достойные условия на них? Об этом мы беседуем с председателем Комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаилом АНТОНЦЕВЫМ. – Михаил Иванович, сегодня, когда многие москвичи, потеряв работу, согласны на любые условия, время ли поднимать вопросы охраны труда сотрудников? – Разумеется. Без требований к культуре производства здоровье трудящихся мы не сохраним. Здоровье работника – это национальное богатство, а безопасность рабочего места экономически выгодна. Поэтому, в каких бы трудных экономических и финансовых условиях мы ни находились, экономия на охране труда – это «псевдоэкономия». Мировой опыт показал, что снижение затрат в сфере охраны труда впоследствии требует трехкратного увеличения расходов на социальные цели. Европейские специалисты установили: несчастный случай на производстве и профессиональное заболевание не только требуют дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего, но ведут к значительным экономическим потерям для предприятия. – Городская программа по охране труда реализуется уже второй год. Есть ли эффект от принимаемых властями усилий? – В результате с 2004-го по 2008 год число тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом снизилось с 1218 до 721. Если в октябре 2007 года, когда принимали Комплекс программных мероприятий, случаи производственного травматизма имелись в 653 организациях, то в 2008 году – уже в 609. По данным Государственной инспекции труда, по Москве за пять месяцев 2009 года тенденция снижения травматизма в городе сохраняется. Наблюдается также снижение числа впервые выявленных профзаболеваний до 105 случаев в 2008 году (179 случаев – в 2007 г.; 227 – в 2004 г.). Положительной новацией явилось создание Московского городского центра условий и охраны труда и развитие его базовых центров в административных округах. В прошлом году помощь специалистов этих отделов в организации работы по охране труда получили более 4 тысяч предприятий и организаций. Проведена экспертиза 1663 коллективных договоров организаций на соответствие разделов охраны труда действующему законодательству. Но это не означает, что число рабочих мест с опасными и вредными условиями труда в городе уменьшилось. Проблем здесь пока больше, чем достижений. Например, очень низка эффективность профилактических медосмотров. Специальных городских лечебно-профилактических учреждений, которые имеют лицензию на установление связи заболевания с профессией, нет. Работают несколько профпатологических центров федерального значения. Эффективность осмотров в них почти в 30 раз выше, чем в городских лечебно-профилактических учреждениях. Но их возможности ограничены, и справиться со всем городским потоком они не в состоянии. Москве нужен собственный городской центр профпатологии. – Но как скажутся кризисные явления в реальном секторе на охране труда москвичей? – В лихие 90-е прежней системе охраны труда крепко «досталось». В результате возникла потребность в новой системе для новых экономических условий. Она была создана в Москве и позволила добиться существенных результатов. Сегодня и у нас, депутатов, и у представителей профсоюзов состояние охраны труда в городе снова вызывает тревогу. На ряде предприятий сокращают службы охраны труда, инженеров по технике безопасности, порой отсутствуют даже инструктажи по вопросам безопасности. Поэтому мы говорим о возрастающей роли Московского городского центра условий и охраны труда и его отделов, о координации деятельности не только государственных инспекторов, но и общественных, прежде всего профсоюзных технических, инспекций. Необходимо, чтобы ни одно обращение работников предприятий по вопросам охраны труда не оставалось без внимания, а каждый произошедший несчастный случай должен предметно рассматриваться с разбором причин случившегося и неотвратимым наказанием виновных. Особо значима сейчас работа в трудовых коллективах по созданию обстановки нетерпимости к нарушителям техники безопасности и повышению требований к работодателям за выполнение коллективных договоров и соглашений по охране труда. Кстати, наибольшее количество нарушений охраны труда и скрытых случаев травматизма работников зафиксировано в малом и среднем бизнесе. Только 5%, т. е. всего 8 тысяч организаций из более чем 200 тысяч, имеют затраты на охрану труда, причем в сумме около 180 рублей на одного работающего. В 2010 году предполагалось провести статистическое обследование организации работы в области охраны труда и состояния производственного травматизма на субъектах малого и среднего предпринимательства. Теперь возникает вопрос: кто, какими средствами и по какой методике будет проводить это обследование сотен тысяч малых предприятий? Очень важно выработать процедуру этого обследования таким образом, чтобы оно не мешало малому и среднему бизнесу, а наоборот – помогало и обучало вопросам охраны труда. На заседании комиссии Мосгордумы мы предложили на период такого обследования ввести мораторий на дисциплинарные и административные наказания в случае выявления совершенных ранее нарушений законодательства в области охраны труда в отношении бизнесменов, добровольно принявших участие в обследовании. Кроме того, в отдельное направление следует выделить контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда и создания дополнительных мер безопасности инвалидов и несовершеннолетних. Необходим постоянный мониторинг условий их труда, тем более если они направлены на работу через службу занятости или трудятся на рабочих местах, созданных благодаря действию городской системы квотирования рабочих мест. На мой взгляд, в этом году, объявленном Годом равных возможностей и Годом молодежи, эта проблема должна быть решена полностью или, по крайней мере, должны быть выработаны механизмы по ее решению. – Поясните, что такое аттестация рабочих мест и как ее организовать? – Аттестовывают рабочие места по условиям труда специальные лаборатории, имеющие соответствующую лицензию. В Москве их около 60. Думаю, особое внимание государственной аттестации и городским властям следует уделить предприятиям с опасными, вредными, тяжелыми условиями труда. Такой подход позволит в результате провести реальную профилактику в отношении не только несчастных случаев, но и профессиональных заболеваний. Изменения в федеральном законодательстве в области охраны труда тоже назрели. Прежде всего в Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Сегодня работодатели, кроме уплаты страховых взносов, не несут никакой ответственности за дальнейшее самочувствие, здоровье, материальное положение человека, пострадавшего на производстве, или семьи, потерявшей кормильца. Более того, разница страховых взносов у тех предприятий, которые серьезно занимаются вопросами охраны труда, и тех, которые не придают этому вопросу никакого значения, фактически отсутствует. Необходим информационный портал, на котором бы любой руководитель мог получить разъяснения по интересующему его вопросу. Например, о возможности проведения аттестации рабочих мест за счет средств Фонда социального страхования или о включении расходов на аттестацию в себестоимость продукции. Работодатель должен знать, что система управления охраной труда является одним из элементов системы управления предприятием, а аттестация рабочих мест – одним из ключевых элементов системы управления охраной труда. В любом случае будущее есть только у тех организаций, которые готовы к созданию и внедрению на предприятии системы управления охраной труда на самом современном уровне. |