ОХРАНА ТРУДА
www.tehbez.ru
16-04-2010  Новосибирская область: права рабочих защитят уполномоченные по охране труда

   В соответствии с Трудовым кодексом, профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда.
   Для этого профсоюзы наделены широкими полномочиями, реализация которых, безусловно, содействует созданию на предприятиях здоровых и безопасных условий производства.
   Как сообщил корреспонденту Сибкрай.ru руководитель технической инспекции труда Федерации профсоюзов Новосибирской области, Борис Бирюков, в нашей области профсоюзный контроль за охраной труда осуществляется на двух уровнях – областном и уровне предприятий. Областной уровень профсоюзного контроля представлен технической инспекцией труда ФП НСО и техническими инспекторами труда отраслевых профсоюзов области.
   Для более полного осуществления полномочий технической инспекции труда решением президиума Федерации профсоюзов утверждены внештатные технические инспекторы труда в каждом районе области. На уровне предприятий профсоюзный контроль за охраной труда осуществляют Уполномоченные по охране труда. В настоящее время в Новосибирской области избран 4151 Уполномоченный по охране труда.
   - До перестройки функции государственного надзора осуществляли профсоюзы, - рассказывает Борис Львович. - Каждый профсоюз имел свою техническую инспекцию труда. Технические инспекторы профсоюзов и осуществляли надзор по соблюдению законодательства об охране труда непосредственно в организациях. В то время действовала система, основанная на взаимодействии общественных и технических инспекторов труда. И она была эффективна за счет того, что контрольные функции исполнялись на высоком профессиональном уровне. Это позволяло и грамотно защищать законные права и интересы работников. Но, в процессе перестройки эти полномочия государства от профсоюзов были переданы в специально созданную структуру – в 1994 году была создана новая государственная структура — Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) с территориальными органами в каждом субъекте Российской Федерации. То есть надзор за соблюдением условий труда осуществляет непосредственно государственный орган. А профсоюзы в настоящее время осуществляют функции общественного контроля за охраной труда. Это определено Трудовым кодексом Российской федерации, в котором говорится, что профсоюзы осуществляют общественный контроль за охраной труда, то есть контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда. И в этих целях профсоюзы могут создавать собственные инспекции и избирать уполномоченных по охране труда.
   Вот и в Федерации профсоюзов создана такая техническая инспекция труда, и членские организации профсоюзов или территориальные организации профсоюзов вправе в своем штате содержать технических инспекторов труда. Сейчас у нас в области 7 инспекторов – 2 в Федерации профсоюзов и 5 в членских организациях. Таким образом, контроль осуществляется на областном уровне. А непосредственно в организациях контроль осуществляется уполномоченными по охране труда.
   - Сколько уполномоченных по охране труда действуют сейчас в Новосибирской области?
   - В 2009 году по отчетным данным избран 4 151 уполномоченный по охране труда - непосредственно в организациях, цехах, отделах. Уполномоченные избираются согласно утвержденному и закрепленному порядку. И полномочия у них, по сути, те же, что и у государственного инспектора труда. Отличие единственное: уполномоченный по охране труда выдает обязательное для рассмотрения представление об устранении нарушений по охране труда. А государственный инспектор выдает обязательное для выполнения предписание. В принципе, уполномоченный по охране труда также осуществляет контроль за соблюдением работодателем условий охраны труда, участвует в расследовании несчастных случаев, выдает представления по результатам проверок, участвует в работе комиссии по расследованию, комиссии по приемке в эксплуатацию и так далее. У него широкий круг полномочий, который позволят качественно вести работу. Трудовым кодексом предусмотрено, что «работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах». Проблема в том, что не всегда удается качественно проводить профсоюзный контроль. Во-первых, в нынешних условиях это обусловлено тем, что необходимо время и определенные знания в каждом вопросе. И самое главное – иногда работодатель не заинтересован в результате работы уполномоченного. Тогда уполномоченному очень трудно работать. В итоге, все зависит от руководителя. То есть от работодателя – если он заинтересован и стремится решать вопросы охраны труда, то он будет воспринимать работу уполномоченного как своего помощника.
   - Насколько эффективна работа современного уполномоченного по охране труда?
   - Конечно же, она эффективна, если уполномоченный действительно работает. По отчетным данным, в которых отчитываются территориальные организации и профсоюзы в 2009году, уполномоченные Новосибирской области провели 5508 проверок соблюдения работодателем требований охраны труда. В том числе проведены тематические проверки по вопросам труда женщин, молодежи, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, установления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда и выявлено 8042 нарушения.
   В результате выдано 4033 представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Но еще раз, справедливости ради, стоит отметить, что качество работы уполномоченного по охране труда зависит от работодателя. Вот, например, на механическом заводе «Искра» хорошо организована работа уполномоченных – там сама жизнь заставляет. Также обстоят дела на заводе Химконцентратов, на предприятиях, работающих на площадке Сибсельмаша, в образовательных и медицинских учреждениях. То есть, на тех предприятиях, которые раньше были государственными и где сохранились до сих пор профсоюзные организации. А вот что касается вновь созданных предприятий – там , конечно, и профсоюзных организаций нет. И уполномоченных по охране труда тоже. Например, этим грешат новые строительные организации.
   - Какие меры, с вашей точки зрения, необходимо принять для улучшения работы по охране труда в организациях области? В том числе, немуниципальных?
   - В первую очередь необходимо, чтобы органы местного самоуправления осуществляли полномочия по управлению охраной труда не только на муниципальных предприятиях. Но также, чтобы данные полномочия распространялись на все предприятия, действующие на территории муниципального района, городского округа. А в отделах труда данных администраций были бы свои специалисты по охране труда.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"