27-11-2010 Профсоюзы Удмуртии ввели новацию в сфере охраны труда
На сегодняшний день охрана труда на предприятиях чаще всего реализуется на трех уровнях: структурное подразделение, подразделение организации и организация в целом. Только вот в разных компаниях и на разных производствах подходят к этому весьма по-разному. Практики обмена опытом по охране труда между организациями как таковой нет. По сути, работодатели лишены возможности учиться на ошибках друг друга. О том, какие шаги в этой области можно предпринять на уровне территориальных объединений, корреспонденту "Солидарности" рассказал главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Удмуртской Республики Ирек ХАСАНОВ. Общая практика охраны труда, сложившаяся в свое время на крупных предприятиях СССР и плавно перешедшая в современную Россию, предполагает трехступенчатую систему. На первом уровне ситуацию на участке или в бригаде ежедневно отслеживает непосредственный руководитель подразделения. Второй уровень - цех или отдел, где начальник проводит проверку состояния охраны труда примерно раз в неделю. Третьим уровнем занимается обычно кто-то из верхов администрации: технический инспектор, главный инженер или же специально нанятый инженер по охране труда. Они обязаны отвечать за безопасность работников во всей организации, проводя общие проверки раз в месяц. По мнению специалистов из Федерации профсоюзов Удмуртской Республики, все эти меры вполне эффективны и приносят достаточно неплохие результаты. Но почему бы не сделать систему охраны труда еще продуктивнее? Представители ФП УР попытались ввести в действие четвертую ступень, позволяющую предприятиям оперативно устранять нарушения, а также обмениваться опытом на уровне городов и районов. Как пояснил главный технический инспектор труда ФП УР Ирек Хасанов, нормальная обстановка в системе охраны труда существует в основном на крупных заводах, где этим занимаются настоящие профессионалы. Администрация же небольших частных предприятий зачастую вообще не знает, как подступиться к вопросам безопасности производства. Здесь на примере одного или нескольких предприятий из разных областей производства работодателям можно объяснить, как стоит действовать в данном направлении: какие существуют законодательные нормы, что чаще всего нарушается, сколько средств необходимо выделять и что закупать, чтобы свести риски опасных инцидентов к минимуму. Как же можно организовать подобные встречи? - Мы совместно с администрацией муниципального образования согласовываем, на какие предприятия стоит обратить внимание. Затем предупреждаем руководство предприятия, приезжаем туда вместе с представителями Минтруда или госинспекции и изучаем весь комплекс вопросов, связанных с охраной труда. Мы отмечаем все положительные моменты и указываем на недостатки. Затем организуется итоговое заседание с приглашением всех заинтересованных сторон, директор отчитывается, и мы высказываем, каждый по своему направлению, что хорошо, что плохо, и даем рекомендации работодателю по устранению недочетов. На муниципальном уровне комиссию возглавляет один из представителей органов местного самоуправления. По уже сложившийся практике эту функцию выполняет заместитель главы администрации, отвечающий за охрану труда. Также в состав комиссии входит специалист по охране труда, представитель профсоюзной стороны (в нашем случае координатор по району или городу), приглашаются представители Роспотребнадзора, Ростехнадзора, МЧС и других структур, непосредственно связанных с вопросами охраны труда. Также на итоговое заседание приглашаются руководители других предприятий территории - это дает им возможность посмотреть на свои организации со стороны. Естественно, для предприятий различных отраслей нормы по охране труда и безопасности производства разные. Однако везде присутствуют и какие-то общие моменты, которые чаще всего и игнорируются руководством. По словам Хасанова, один из самых частых недостатков - финансирование мероприятий по охране труда в меньшем объеме, чем требует Трудовой кодекс. Также весьма широко распространены нарушения в области обеспечения средствами индивидуальной защиты и компенсации за вредные условия труда. Следует отметить, что руководители организаций весьма охотно пускают комиссию на свои предприятия. Ее работа воспринимается как своеобразный аудит - бесплатная независимая проверка состояния системы охраны труда по всем направлениям. Как рассказал Хасанов, для своей системы четвертой ступени специалисты ФП УР поставили сразу несколько задач. Основная - подтолкнуть всех работодателей республики, в независимости от того, насколько крупное предприятие и в какой отрасли оно работает, обращать внимание на охрану труда. Второстепенная - выполнение всех требований нормативных документов в области охраны труда, которые прописаны законодательно. - На сегодняшний день подобная работа полностью проведена в трех районах республики, - приводит данные главный технический инспектор труда ФП УР. - Мы вынесли нашу инициативу на обсуждение в комиссии правительства Удмуртской Республики по охране труда. Три района в лице заместителей глав администрации отчитались об общественном контроле по охране труда. В итоге комиссия рекомендовала внедрение четвертой ступени контроля в городах и районах. Ирек Хасанов пояснил, что этой инициативой ФП УР уже заинтересовались и в других региональных профобъединениях. Более подробную информацию о проекте и его реализации можно получить на сайте Федерации профсоюзов Удмуртской Республики: http://www.fpur.ru. И, конечно, специалисты ФП УР будут рады проконсультировать коллег по телефону! |