07-10-2015 Вопросы мотивации работодателей к заботе о здоровье персонала обсудили в Госдуме
В Госдуме состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Законодательные аспекты мотивации работодателей к заботе о здоровье персонала», организованное Комитетом по охране здоровья. Открывая дискуссию, первый заместитель председателя Комитета Николай Герасименко отметил, что снижение заболеваемости и смертности трудоспособного, экономически активного населения - одна из приоритетных задач государства, сообщает пресс-служба ГД. Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установил законодательную базу для профилактики. В соответствии с его требованиями работодатели обязаны обеспечить условия для прохождения работниками медосмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения. Правда, эти положения относятся лишь к работникам, занятым на отдельных видах производств, чаще всего вредных или сопряженных с управлением средствами повышенной опасности. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда закреплены также и в Трудовом кодексе. Кроме того, на многих предприятиях проведение профилактических мер предусмотрено отраслевыми либо иными корпоративными документами. Однако уровень заболеваемости, смертности в трудоспособном возрасте, распространения вредных привычек указывает на недостаточность таких мер. Причиной является не только производственный травматизм, но образ жизни, вредные привычки, нежелание работников обращаться к врачу, пока заболевание не даст о себе знать явно, или брать больничный, стремясь избежать потерь в зарплате. Приказ Минздрава обязывает граждан России проходить раз в три года диспансеризацию, однако исполнение этого требования затруднено тем, что работодатели неохотно отпускают работников для её прохождения в рабочее время. В этой связи Комитетом подготовлен законопроект о внесении в Трудовой кодекс изменений, обязывающих работодателя отпускать для прохождения диспансеризации всех работников, а не только занятых на вредных производствах. Но в целом, заключил Н.Герасименко, в настоящее время экономические механизмы мотивирования работодателей к системной деятельности, направленной на обеспечение прав сотрудников в сфере охраны здоровья граждан, практически отсутствуют. Решение этой задачи выходит за пределы компетенции какой-либо одной структуры и требует скоординированного межведомственного подхода, согласованных действий федеральных и региональных органов власти, заинтересованного участия бизнеса, а также самих работников. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальным вопросам Людмила Козлова заметила, что у нас очень много запретительных, ограничивающих норм, но мало стимулирующих, а в этой сфере они реально действенны. Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалёв высказал мнение о том, что непростая ситуация в экономике подтолкнёт все стороны к поиску общих решений задачи – чтобы люди были здоровее и могли работать лучше, так как это в конечном счете в интересах всей страны. Директор Центра профилактической медицины Минздрава России Сергей Бойцов подчеркнул: работодатель должен понимать, что его экономические потери и прибыли напрямую связаны со здоровым образом жизни работников. Необходимо осознание предпринимателем того, что в его интересах обеспечение адекватных условий на рабочем месте, мотивирование работников к прохождению профосмотров, обеспечение возможности физической активности и доступности здоровой пищи. Важно, чтобы все перечисленное было системными, программными, а не разовыми мероприятиями. Создать дополнительную заинтересованность работодателя могут такие меры, как включение мероприятий по охране здоровья в федеральные и региональные программы, налоговые льготы, грантовая поддержка, включение в нефинансовую отчетность мероприятий по сохранению здоровья работников. Также С.Бойцов предложил варианты преференций и санкций, связанных с воспитанием ответственного отношения граждан к своему здоровью. Подчеркнув, что предлагаемые меры, возможно, являются спорными, эксперт перечислил такие поощрения, как снижение взноса при страховании в рамках ДМС и взноса при оформлении полиса ОСАГО, добавление двух дней к ежегодному отпуску, снижение взносов во внебюджетные фонды для трудовых коллективов. Средства на финансирование этих мер могут быть получены за счет симметричных штрафных санкций. Председатель Комитета по социальной политике организации «Деловая Россия» Сергей Рыбальченко обратился к роли демографической политики в комплексе мероприятий по обеспечению здоровья граждан. В настоящее время соотношение населения трудоспособного и нетрудоспособного возраста в России удачно, и этот ресурс жизненно важно использовать. Однако высокая смертность трудоспособного населения сводит на нет многие положительные тенденции. В преодолении этого фактора велика роль работодателя, без активного участия которого направить людей на диспансеризацию, заставить их заниматься собственным здоровьем сложно. В настоящее время существуют корпоративные программы по охране здоровья, профилактике заболеваний, обеспечению питанием, и они приносят ощутимый, измеряемый эффект. Однако это характерно для крупных предприятий, в малом и среднем бизнесе для подобной деятельности часто нет необходимых условий. Здесь могли бы помочь специальные программы с использованием механизмов ГЧП. Также необходимо, чтобы бизнес, работодатель стали реальными участниками профилактической среды. Подобные мероприятия, по мнению С.Рыбальченко, могли бы начать реализовываться в пилотном режиме в регионах с высокой смертностью трудоспособного населения. Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович продолжила тему снижения смертности трудоспособного населения. Проанализировав статистические данные о смертности трудоспособного населения и населения в целом от различных заболеваний, эксперт подчеркнула: это управляемый фактор и он может стать фокусом внимания работодателей. Однако независимо от активности работодателя смертность работающего населения связана с организацией системы медицинской помощи в целом, а в России какая-либо целенаправленная деятельность в этом направлении отсутствует. Работодатель часто оказывается заложником системы организации медицинской помощи, выстроенной государством, он не единственный участник этой системы, нельзя направлять требования и рекомендации только к нему. Здравоохранение не является приоритетом по инвестициям в основной капитал, финансируется мало, однако это далеко не самый худший показатель в мире, и этими средствами необходимо уметь распоряжаться. Необходимо разделение полномочий между государством и работодателем, координация усилий всех участников процесса. Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Сергей Дорофеев призвал участников дискуссии предметно подойти к решению задач. По мнению депутата, важно набрать конкретный материал, с которым можно было бы работать, накопить конкретные предложения, пусть даже и спорные, которые можно обсуждать. Необходимо создать общую заинтересованность, мотивирование, которое работало бы как система. Для этого, считает С.Дорофеев, может быть использована грантовая поддержка предприятий, возможно на условиях софинансирования с регионами. Депутат Юрий Селиванов обратил внимание на то, что государство не может дойти до всех, особенно мелких вопросов, как бы важны они ни были. Их много, их невозможно обобщить законами. А бизнесу часто видно непосредственно, где и что надо делать. И если бизнес берется решать какие-либо вопросы и успешно с этим стравляется, а государство, видя это, поддерживает и мотивирует, то такое взаимодействие реально снижает социальную напряженность. Поделившись опытом организации медицинского центра на Белгородском предприятии ЖБК-1, которое он возглавлял в течение тридцати двух лет, Ю.Селиванов на конкретных примерах продемонстрировал мультипликативный эффект таких вложений, их высокую окупаемость. Важно, подчеркнул депутат, чтобы бизнес знал и понимал это. Исполнительный вице-президент РСПП, председатель Комиссии по индустрии здоровья Виктор Черепов напомнил, что выплачивая страховые взносы, работодатель выполняет свои обязательства как перед работающим, так и перед неработающим населением. Эта финансовая нагрузка велика, дальнейшего её увеличения не выдержат даже успешные предприятия. Между тем работодатели готовы вкладывать дополнительные средства в различные мероприятия по сохранению здоровья своего персонала. Для оптимизации этой деятельности РСПП предлагает комплексную Систему управления здоровьем на предприятии. Такая программа уже разработана для химической промышленности, ведется разработка аналогичных программ для АПК и угольной промышленности. Предприятия готовы реализовывать такие программы, но необходима координация действий, общая концепция – куда идти, что делать, к каким целям стремиться. Директор Научно-исследовательского института медицины труда Игорь Бухтияров обратил внимание на то, что даже законодательно закрепленные нормы о периодических профосмотрах таковы, что в эффективности этих мероприятий не заинтересован никто из участников. Просто декларировать обязанность работодателя отправлять сотрудников на осмотр недостаточно. Необходимо мотивировать к формированию здорового образа жизни как финансовыми, так и нефинансовыми методами. Сложность здесь в том, что критерии оценки очень условны, их сложно документировать. Пока успешность мероприятий по охране здоровья в значительной мере зависит от руководства конкретных предприятий, причем речь идет, как правило, о крупных предприятиях с госучастием. Заместитель руководителя Департамента страхования профессиональных рисков Фонда социального страхования Ольга Измайлова обратила внимание на то, что, будучи финансовой организацией, фонд может влиять только методами экономического стимулирования, то есть через тарифы, а также скидки и надбавки к ним. При этом недавно была введена система, позволяющая на основе специально подобранной информации устанавливать скидки и надбавки автоматически. Также представитель Фонда рассказала о механизме аккумулирования страховых взносов за три года, который позволит пользоваться помощью Фонда малым предприятиям. Но здесь также необходимы целевые программы, создающие у малых предприятий дополнительную заинтересованность. Кроме того, О.Измайлова отметила возможность увеличения средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в бюджете Фонда на 2016 год, а также высказала тревогу по поводу наметившейся тенденции сокрытия профессиональных заболеваний в статистике профосмотров. Также на заседании были представлены корпоративные практики охраны здоровья сотрудников применяемые в компаниях «Русал», «Объединенные машиностроительные заводы», «Шелл», «Альфа-Страхование» и Сбербанке. Завершая дискуссию, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальным вопросам Людмила Козлова подчеркнула, что работодатель – это только одна составляющая проблемы, необходима ответственность человека за своё здоровье, необходимо приучать к этому с детства, нужны финансовые стимулы здорового образа жизни – как для работников, так и для предприятий. Высказанные на заседании предложения будут обобщены и направлены во все заинтересованные структуры. |