09-03-2017 Профессиональные риски: виды, оценка условий труда
Риск определяется в справочниках как вероятность наступления определенного события вместе с его возможными негативными последствиями. Степень риска – это количественная оценка ущерба от неблагоприятных последствий любого события. Что такое профессиональные риски?Профессиональные риски – события с вероятными негативными последствиями, возникающие в ходе профессиональной деятельности человека. В процессе производственной деятельности избежать профессиональных рисков невозможно. Не существует абсолютно безопасных производств и видов деятельности. Есть мнение, что любая деятельность человека связана с определенным риском. Задача работодателя и контролирующих органов на всех уровнях государственного регулирования – минимизировать риски на предприятии. Алгоритм решения проблемы заложен в разработке безопасных технологий производства, в улучшении условий труда, снижения техногенной опасности, обеспечения безопасной производственной среды. Правильно разработанная инструкция по охране труда на предприятии поможет свести профессиональные риски до минимума. Виды профессиональных рисковПрофессиональные риски делят на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальный профессиональный риск – возможное неблагоприятное воздействие, направленное на одного человека из группы лиц, выполняющих одну и ту же работу. Групповой риск – такое же воздействие, но на группу лиц в процессе профессиональной деятельности. Оба вида профессионального риска рассматриваются и учитываются специалистами при разработке методик и инструкций по обеспечению безопасности работающих, рассматриваются при оценке условий труда. Иногда встает вопрос выбора - какому из видов риска отдать предпочтение, чтобы достичь максимальной выгоды с меньшими затратами? Что важнее: большой риск для группы или небольшой для индивидуума? И не всегда этот выбор в пользу индивидуального риска. Оценка условий трудаСтепень профессионального риска – один из главных критериев оценки условий труда на производстве. Главная задача государства – снизить ее до приемлемого уровня. Чтобы в ходе профессиональной деятельности работник не подвергался опасности травмирования и утраты здоровья, важно создавать безопасные условия труда. Для этого необходимо учесть все опасные и неблагоприятные производственные факторы, которые могут влиять на человека в ходе работы, отрегулировать с помощью определенных приемов до уровня нормативно допустимых. Оценка условий труда являлась до 2014 года составной частью аттестации рабочих мест, по итогам которой оформлялись акты и протоколы, а в заключительном приказе указывалось наличие негативных факторов на рабочих местах и виды компенсации работнику их воздействия на организм: лечебно-профилактическое питание, доплата, дополнительные дни к отпуску, льготная пенсия. Об этом делалась соответствующая запись в трудовой книжке. Задача отдела кадров в этом случае – грамотно внести в нее информацию. А в случае утери, объяснить работнику, как завести копию трудовой книжки, восстановив в ней важные записи. Работодатель при приеме на работу в той или иной форме обязан предупредить работника о наличии на его рабочем месте неблагоприятных производственных факторов. Если условия труда на предприятии соответствуют нормативам, подается соответствующая декларация в контролирующие органы. С 2014 года, в соответствие с Федеральным законом, в России вместо аттестации рабочих мест должна проводиться более расширенная ее версия – специальная оценка условий труда. Именно по ее итогам и заполняется соответствующая декларация. Действует она в течение 5 лет, если за это время не выявлены случаи профзаболеваний и условия труда не изменились в худшую сторону. Особенность такой оценки в том, что, чем лучше условия труда, тем меньше собственник отчисляет взносов в ПФР, тем меньше расходы на компенсации за неблагоприятные условия труда. |