10-04-2017 С.Катырин: в госнадзоре МЧС России должны учитываться интересы бизнеса
Президент ТПП РФ Сергей Катырин принял участие в публичном обсуждении результатов правоприменительной практики Главного управления МЧС России по Тульской области с участием министра МЧС России Владимира Пучкова. Обсуждение состоялось в Туле и проводилось в рамках выполнения мероприятий паспорта приоритетного проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России, а также реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», сообщает пресс-служба ТПП РФ. Сергей Катырин представил позицию Палаты. ТПП РФ поддерживает усилия Правительства по реформированию системы государственного контроля (надзора) и считает огромным шагом вперед стартовавшую реформу контрольно-надзорной деятельности. Вместе с тем в этой области остается еще много проблем. Первое. Сегодня насчитывается около 140 самостоятельных видов государственного и муниципального контроля. Реальная оценка общего количества обязательных требований, которым должен соответствовать бизнес и которые проверяются контрольными органами, пока отсутствует. Что касается требований, проверка которых отнесена к компетенции МЧС, следует отметить следующее. В РФ есть значительное количество актов, устанавливающих требования пожарной безопасности. Это в основном акты в сфере технического регулирования и стандартизации: технические регламенты, национальные стандарты, своды правил. Применяются и ведомственные (отраслевые) правила (нормы) пожарной безопасности, в том числе советского периода. Принадлежность требований к различным системам нормирования и периодам регулирования зачастую приводит к проблемам в их эффективном применении. Кроме того, это является серьезным препятствием для бизнеса, стремящегося соблюдать законодательство, и создает условия для нарушений. Второе. Прозрачность контрольной деятельности недостаточна, бизнес плохо информирован о предъявляемых к нему обязательных требованиях. На сайте МЧС, где размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, целесообразно размещать и информацию об обязательных требованиях нормативных актов. Необходимо разработать проверочные листы (списки контрольных вопросов) по приоритетным видам государственного контроля (надзора). В первую очередь это должно касаться пожарного надзора. Следует оптимизировать работу Единого реестра проверок и предусмотреть норму: проверка, сведения о которой не внесены в Единый реестр, должна быть прекращена, а ее результаты признаны недействительными. Третье. Система контроля должна быть выстроена с соблюдением принципа уважения к бизнесу. Надо отказаться от «презумпции вины» и практики максимальных наказаний в пользу превентивных мер. Четвертое. Для бизнеса контрольно-надзорная нагрузка неотделима от проблемы административной ответственности и штрафов. Палата предлагает рассматривать реформу во взаимосвязи с совершенствованием законодательства об административной ответственности. Так, должен быть решен вопрос о разграничении контрольно-надзорных мероприятий и административного расследования. При этом изменения в КоАП не должны необоснованно увеличивать штрафные санкции в отношении бизнеса. Кодекс не должен превращаться в фискальный инструмент. Новое законодательство об административных правонарушениях должно в полной мере соответствовать политике государства, направленной на снижение административной нагрузки на бизнес, считает Сергей Катырин. |